Современное чаепитие. Варианты. Русская чайная церемония. Резюме

Чай - уникальный напиток, согревал наших предков долгими зимними вечерами, «прохлаждал» душным летним вечером на открытой веранде, собирал за общим столом гостей, друзей и всю семью. Чай попадал в Россию по суше из Китая и близлежащих восточных стран, наши предки знали и пили только два сорта чая: желтый и зеленый, сахар в него не добавляли. Может поэтому его долгое время не пили женщины, потому что после таких традиционных русских напитков как сбитень и мед, имеющих сладковатый привкус, чай казался терпким и непривычно горьким.

Дар Востока русскому народу

(Кустодиев "Купец" )

По официальным данным в 16 веке чай завозился на Русь посланниками с Востока в качестве дорогих подарков-гостинцев, в 70-х годах 16 века два казачьих атамана, побывавшие в Китае и попробовавшие там этот замечательный напитков, привезли в дар русскому царю немного драгоценного желтого чая. Позже в 17 столетии послы стали привозить подарки царю в виде нескольких десятков килограммов чая, постепенно этот напиток, который был оценен по достоинству за его способность дарить бодрость и бороться с сонливостью, распространился по всей территории русского государства и дошел до Сибири. Сначала его пили в царских хоромах: сам царь, бояре и их приближенные, потом он «дошел» до зажиточных дворянских и боярских домов, и к 19 веку стал повсеместным и доступным напитком для всех категорий населения того времени. В середине 19 века в Москве насчитывалось около тысячи специализированных магазинов продававших чай, именно тогда появилось расхожее выражение «гонять чаи», которое показывало насколько русский народ пристрастился к этому занятию. Затем по всей России повсеместно стали открываться чайные заведения, где за большим общим столом пили чай, делились мыслями и новостями, вели неспешные, степенные беседы. Уже к 20 столетию Россия занимала одно из первых мест в мире по употреблению этого удивительного бодрящего и тонизирующего напитка из чайных листьев.

(Кустодиев "Трактирщик" )

Распространение этого напитка дало толчок к развитию смежных отраслей. Именно благодаря расширению употребления чая, началось разрастание производства тульских самоваров, которые ранее использовались для изготовления сбитня, широкую известность и популярность приобрел русский фарфор, идеально подходивший для проведения чайных церемоний. Самовар, как и фарфоровые сервизы, сохранились в истории нашей страны как неотъемлемые составляющие традиционного русского чаепития.

Русские традиции чаепития

(Крестьянское чаепитие: Стожаров "У самовара" )

После того как чай стал частью жизни русского человека, процесс чаепития занял важное место в общественной жизни. На протяжении уже более 300 лет без него не проходит ни один семейный праздник, дружеская встреча или посиделки, за чаем делятся мнениями, спорят, обсуждают деловые вопросы и просто хорошо проводят время в кругу друзей и родных.

За долгое время появления чая на Руси и его широкого распространения от Москвы до Сибири установились определенные чайные традиции с уникальными особенностями, тонкостями и нюансами.

(Дворянское чаепитие: Коровин "За чайным столом" )

Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывался скатертью, в его середину ставился самовар, который был пузат, горяч и блестящ, его регулярно чистили и заботились о его «здоровье», он считался символом уюта и домашнего тепла, настоящим «хозяином» дома. Кроме самовара на столе стоял заварник для чая, который обычно был укутан грелкой, называемой «баба на чайнике», она могла быть исполнена в форме колоритной русской красавицы, сказочного персонажа или матрешки.

(Московская интеллигенция: Маковский "Утренний чай" )

Выставлялся на стол фаянсовый или фарфоровый сервиз, каждому участнику чаепития было предназначена чашка с блюдцем. Раньше в трактирах подвали чай в стеклянных стаканах с подстаканниками (чтобы пальцы не обжечь), отсюда еще одна традиция, которая считается исконно русской, пить чай из стаканов.


Также обязательным было богатое убранство стола, к чаю подавались различные сладости, выпечка, варенья, куски сахара и другие вкусности, предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывало обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота».

(Чаепитие от души: Кустодиев "Извозчики" )

Чаепитие было долгим, продолжительным мероприятием, во время которого выпивалось шесть-семь чашек чая, при этом за русским чайным столом не полагалось хранить стойкое молчание, как это принято у китайцев и японцев, или вести чопорные аристократические беседы как в Англии. Главным атрибутом русской чайной церемонии во все времена было наличие теплой и душевной атмосферы, долгие, неспешные разговоры «по душам», принято было считать, что чай способен согреть не только тело человека, но и его душу.

(Чаепитие в СССР: Баюскин "За обедом" )

Чайные традиции в России имели огромное значение для всех слоев населения этой огромной страны, об этом можно судить по их разделению на отдельные субкультуры чаепития: дворянская, купеческая, мещанская и простонародная. Для купеческого чаепития, например, было обязательным наличие богатого угощения, для мещанского - культурная программа. Именно благодаря мещанским традициям чаепития появился новый жанр в музыке – русский романс.

Чай из самовара

Прошлой зимой мы ездили к родственникам в небольшой городок, где самые высокие дома не имеют более двух этажей, а большая часть населения живёт в обычным частных, деревенских домиках. Наши родственники как раз являются хозяевами бревенчатого, можно сказать классического, русского жилища с личным двором, огороженным простым деревянным забором. И в этом самом дворе, прямо на снежной утоптанной площадке, персонально для нас однажды вечером вскипятили самый настоящий, большой и пузатый, старинный самовар на углях. Вкуснее чая, чем из того самовара, мы ещё не пробовали! Это, конечно, если сравнивать с таким же чаем, заваренным обычным способом водой из чайника, согретого на газовой плите. Возможно любители китайских церемоний нас вряд ли поймут, а может быть, напротив, согласятся, что в русской традиции есть нечто совершенно особенное. Впрочем, мы не вполне насладились чаем по-русски, так как части всех прелестей традиции просто не соблюли

Особенности русского чаепития

Для того, чтобы понять особенности русского чаепития, достаточно взглянуть на картины XIX и начала XX веков. Взять, хотя бы знаменитого художника Б. Кустодиева, который изобразил за чаем и купчиху в саду, и извозчика в трактире, и семью на террасе и некоторые другие сюжеты. Что мы на них видим? Прежде всего - самовар. Кстати сказать, именно самовар не является изобретением наших соотечественников, но сама традиция, со всеми её прелестями (всем комплексом, так сказать), пить чай по-русски, безусловно, наша, родная.

Затем мы видим красивые чашки и блюдца, чайник-заварник и всё это на красивой скатерти или подносе. А ещё - баранки, сладости и фрукты. Да, такова русская традиция - пить чай вприкуску с чем-то сладким. Кроме чайной атрибутики для этой церемонии было характерно ведение неспешных бесед - питие чая по-быстрому совершенно не приветствовалось. Именно при распитии чая решались какие-то важные вопросы, налаживалась дружба и происходили примирения в случае ссор. Сначала чай считался мужским напитком за его терпкий, горьковатый вкус, но потом его распробовали и женщины. Питьё чая всегда выделяли в отдельную процедуру и не смешивали с застольями: спиртное с закуской и чай со сладостями подавали отдельно.


Готовили русский чай следующим образом: в самоваре кипятили воду, затем заваривали чай в чайнике, настаивали его некоторое время, установив на верх самовара, и разливали по чашкам. Несколько позже традиция изменилась и заваренный чай стали разбавлять кипятком из самовара - существует точка зрения, что этот способ стали применять в голодные, бедные времена из экономии.

Чайный этикет

Интересно, что часто на картинах герои пьют чай из блюдечка. Однако, по этикету такая процедура считалась возможной только в присутствии близких и родных, но не в обществе. Когда чай распространился по русской земле, то сначала его пили из стаканов, а позднее перешли к красивой фарфоровой посуде. Размешивали чай ложечкой, стараясь не звякать ею и не задевать стенки посуды.

Дуть на горячий чай считалось дурным тоном. Напившись чаю гость переворачивал стакан или чашку на блюдце, давая негласный сигнал хозяину, а позднее таким сигналом стала ложечка, положенная в пустую чашку. Однако, купцы обычно отвергали все эти заморские правила и поэтому за их столами царила полная свобода действий: хочешь - наливай чай в блюдце, хочешь - дуй на него, лишь наслаждайся чаепитием да другим не мешай


Современное русское чаепитие заметно отличается от традиционного, однако мы по-прежнему предлагаем испить чаю дорогим гостям, стараемся не пить чай "на бегу" и ведём во время чаепития неспешные беседы. А ещё мы всегда предлагаем чай после праздничных застолий и, как оказывается, не зря - ведь чашечка свежезаваренного чая способствует пищеварению. Приятного чаепития вам, дорогие читатели!
P.S. Если будет у Вас возможность испить настоящего чая по-русски (из самовара на углях), то обязательно ею воспользуйтесь!

Традиции чаепития в России никогда не возводились в культ особо важной церемонии, а ее культура не имела ничего общего с филигранным обстоятельством, царившим в японских традициях.

Впрочем, огромное количество уникальных способов потребления ароматного напитка в тандеме с исконно русской поэтичностью превратили вполне обычную церемонию в проявление самобытности и уникальности. Есть ли особенности в российском чаепитии и что входит в это понятие вообще?

У истоков отечественных традиций

Из этой статьи вы узнаете:

История чаепития на территории Российской Империи началась со средины 17 столетия. Именно в те года первая продукция китайского происхождения просочилась в отечественные семьи. Впрочем, популярность и массовость продукт приобрел только в 19 веке, а до этого времени им наслаждались исключительно государственные деятели и состоятельные купцы.

Сразу же хотелось бы обратить внимание на то, что наши предки полюбили ароматный напиток до такой степени, что он в итоге повлиял даже на архитектуру. Достаточно бросить беглый взгляд на старые деревенские избы, украшенные великолепной резьбой с витиеватыми растениями, жизнерадостными тонами и становится очевидно, что на Руси любили уединиться в неторопливой беседе за чашечкой чая.

Ароматный и очень вкусный чай дополняли сладостями, и травами. В такой обстановке решались не только семейные вопросы, но и большинство дел государственной важности. Церемония чаепития происходила на просторных и изысканных верандах, с которых открывался вид на окружающие земли, сад, речку или ставок. В некоторых старых деревушках их можно увидеть и поныне.

Литературные классики неоднократно упоминали в своих произведениях свою любовь к чаю, а также детально описывали национальные особенности этой традиции.

Сближающая традиция

Преобладающее большинство чаепитий выглядело следующим образом: за большим столом собиралась вся семья. Сам стол украшала накрахмаленная белая скатерть, центральную часть которой облагораживал и органично дополнял самовар. Дабы с его носика не пролилось ни капли воды, его ставили на большой поднос.

Фактически он становился центром всеобщего внимания, играл роль связующего и объединяющего звена. Самовары были пузатыми, большими и блестящими. Их регулярно начищали и следили за «здоровьем» устройства.

Русская традиция чаепития неразрывная с историей самовара. И даже сегодня во многих семьях хранят и используют по прямому функциональному предназначению этот аппарат, который за несколько столетий превратился в символ благосостояния, душевности, радушия, и часть особого ритуала.

Вот лишь несколько примет, имеющих отношение к самовару:

  • самовар распаялся – ждите в доме беды;
  • если в агрегате легко потрескивают угли – к добру;
  • стакан наполняли чаем до самых краев, чтобы «жизнь была такой же насыщенной и полной»;
  • если с аппарата доносился свист – неудача не за горами.

Впрочем, гостей и домочадцев баловали не только ароматным напитком, но множеством кушаний и сладостей, которыми можно было наслаждаться неспешно и размеренно. Чай пили и на работе, и дома, и в общественных местах. Этот напиток украшал одиночество и сближал компании. Что касается времени чаепития, то в большинстве случаев напиток употребляли четырежды в течение дня: утром перед работой или занятиями, в полдень, затем в 16:00 во время полдника и вечером.

«Всего несколько столетий тому назад в России за увлекательной застольной беседой гости выпивали в среднем от 5 до 20 чашек чая, но и это было далеко не пределом».

Из старых кулинарных книг можно узнать и об особенностях заваривания чая:

  • На 4 порции необходимо 1 чайную ложку заварки. Ее помещали в заварничек и доливали кипятком.
  • Сверху чайник накрывали полотенцем. Можно было также поставить его на самовар.
  • Чай настаивался 15 минут, после чего его разливали по чашечкам и доливали кипятка.
  • Церемония считалась завершенной только после того, как человек переворачивал чашку дном кверху, положив на неё сахар.


Особенности сервировки стола

Отличительная черта чаепития в России – богатство кушаний, сладостей, изысканность сервировки. На столе непременно находились следующие приборы и посуда: заварник, несколько молочников, самовар, вазы с выпечкой, сладости, сахарницы и сливочницы, а также чашки.

Чаем можно было наслаждаться, закусывая кулебяками, ватрушками, вареньем, пряниками и джемами.

Круговорот событий и стрессы, сопровождающие каждого человека, способствуют тому, что связь с историческим прошлым и вековыми традициями постепенно теряется. Не забывайте о традиции чаепития в России, ведь она всегда отличалась самобытностью, богатством и яркостью. Память о былых временах каждый из нас должен не просто сохранить, а передать детям.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. «За самоваром» решались дела и вершились судьбы. «Чаемания» сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

1. Шесть тысяч верблюдов чая в год
Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.
При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».
2. Чаепитие как образ жизни
Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру.Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

3. Антично-китайский самовар Самовар тоже был когда-то иностранцем.
Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.
На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию.

Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками. Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

4. «Любо надуться чаю из блюдца!»
Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с…
По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

5. От «Солитера» до «Мадонны»
Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира. В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору.
Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды. С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон. В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.
6. Подстаканник - чисто русская штука
Первый стеклянный стакан в России сделали в XVII веке на Новгородчине, тогда же и там же придумали, чтоб не обжигать пальцы, подстаканник из дерева, украшенный резным лиственным орнаментом. В середине XIX в. новая мода стремительно ворвалась в русскую жизнь: в светских кругах, салонах и среди интеллигенции мужчины пили чай из стакана, вставленного в серебряный подстаканник.
В советские времена так чай неизменно подавали в кабинетах начальников. Со временем в дешёвом алюминиевом исполнении подстаканники с простым тонким стаканом стали приметой общепита. Сегодня подстаканники, кажется, можно встретить только в поездах, где их использование разумно: металл устойчив при тряске и если упадёт - не разобьётся.
7. Баба на чайник и не жалейте заварки
Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский. Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!
А теперь вспоминая русские поговорки, посвященные такому удивительному продукту, как чай, понимаешь, что на Руси во все времена любили и любят побаловаться чайком и не представляют своей жизни без чайных посиделок.
«Дайте чаю, бо скучаю!»

«На завтрак - чай, на обед - чаек, а на ужин – чаище!»

«Чай пить - не дрова рубить!»

«Чай не пьёшь - какая сила? Чай попьёшь - другое дело!»

«Чай не хмельное - не разберет!»

«За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем!»

ЧАЙНАЯ ЖИВОПИСЬ

А. Ряпушкин. Чаепитие. 1903г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918г.К. Коровин. За чаем 1888г.
И. Грабарь за самоваром.1905г.Кустодиев Борис Михайлович. Московский трактир. 1919г.
Кустодиев Борис Михайлович.Извозчики. 1920
В. Нестеренко. Конфетки бараночки 1997
К.Маковский «За чаем», 1914Н.Загорский "Чаепитие"
В.Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862
Н.Богданов-Бельский "Чаепитие у учительницы"
К.Петров-Водкин «За самоваром», 1926 сборник.

Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.

Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.

В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана - четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.

Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.

В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.

Цибик - пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.

Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.

В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.

По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.

В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.

В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.

Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.

Как пили чай разные сословия

Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.

Утонченные аристократы во многом копировали англичан - безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.

Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.

Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.

Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.

Мещане - чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели - подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.

Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.

Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.

Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.

Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.

Характерные черты русского чаепития

Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.

Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое - варенье, выпечка, мед, конфеты.

Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».

Праздничный стол

Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.

Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.

Специальный «сладкий стол»

Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.

По-домашнему

Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.

Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.

Нежданные гости

Угощение чаем - обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.

При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.

Чаепитие по-русски очень демократичное - в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.

  1. Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
  2. Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку - «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
  3. Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.

Чаю нужно отдать должное - он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.

Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.

Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».

Популярные виды

Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».

В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.

В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:

  • «копорский» из сушеной травы иван-чая;
  • «деревянный» из листьев и коры деревьев (березы, дуба, ясеня);
  • травяные сборы;
  • из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.

Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.

Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.

Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».

Стереотипы

В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:

  • Самовар - не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
  • Блюдце - пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает - так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
  • Стакан с подстаканником - чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
  • Баба на чайник - игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
  • Заварка - почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.

Чай - универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.

фото: depositphotos.com/island, Forewer