Конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное и дивергентное мышление — какое лучше? Способы оценки дивергентного мышления

Вы находитесь на:

Если вы менеджер по персоналу в крупной компании или просто руководитель в небольшой организации, или же ищите себе подходящую должность, то вы глубоко понимаете насколько важно «быть на своём месте», т.е. занимать подходящую именно этому человеку должность.

Понятное дело, что на конкретной должности должен быть конкретный специалист, но немалую роль, помимо и опыта работы, играют личные качества человека.

Говоря о личных качествах, речь пойдёт о способах мышления человека. Вы никогда не задумывались, почему люди с одинаковым опытом и уровнем образования справляются с решение рабочих задач по-разному? Кто-то справляется с лихвой, а кому-то нужно выдавливать из себя результаты.

Одной из причин трудностей является способ мышления, которую подразделяют на конвергентную и дивергентную.

Конвергентному способу мышления характерно четкие алгоритмы и инструкции, железная логика и неопровержимые факты. А также этот тип мышления предполагает лишь один правильный вариант ответа.

Люди с конвергентным типом мышления обладают аналитическим складом ума. Из них получаются отличные бухгалтера, счетоводы, программисты, логисты, системные администраторы, тестировщики и т.п.

В противоположность конвергентному типу мышления вступает дивергентный тип. Этот способ мышления активизирует воображение и находит множество вариантов решения задачи. Причём варианты решения часто не вписываются в общий стандартный шаблон и несут творческий характер.

Людям с дивергентным типом мышления свойственна креативность. У них гибкий ум, поэтому они всегда способны выдавать множество оригинальных решений. Из них выходят отличные психологи, юристы, журналисты, менеджеры туризма; для них подходят профессии связанные с людьми, с искусством и т.п..

Конечно, в природе редко встречаются чистые конвергенты и дивергенты. Но определить к какому типу мышления больше подходит тот или иной человек, вполне возможно.

Например, чтобы выявить уровень конвергентных способностей можно пройти тест IQ. Тест поможет выявить коэффициент интеллекта с помощью специальных заданий, с которыми нужно справиться за 15 минут. 90-110 баллов – это средний уровень интеллекта. Следовательно, ниже 90 – низкий, выше 110 – высокий.

Для определения же дивергентных способностей существует тест Д. П. Гилфорда. Например, испытуемому даётся задание: подобрать как можно больше вариантов использования данных предметов: 1) скрепка; 2)перо. Более 12 вариантов говорит о хороших способностях к креативу. Также в этих тестах предлагаются множество других заданий, которые выявят ваше умение мыслить творчески.

Бесспорно, как конвергентный, так и дивергентный склады ума нужны.

Итак, пройдя тесты вы будете знать на каком поприще вам лучше занять своё место. Но выбирать область деятельности, опираясь только на тип мышления мало, ведь это только один из аспектов, гарантирующих эффективность работы. Стать ещё увереннее в своём выборе вам поможет специальная литература по профориентации.

В общем, не ленитесь, изучайте себя и слушайте своё сердце! Успехов вам!

Решайте проблемы методом мозгового штурма. Это способ напластования идей. Одна идея порождает другую, которая порождает еще одну идею, и так до тех пор, пока список случайных идей не приобретет творческий и неорганизованный вид. Если вы практикуете этот метод в группе людей, то разрешите всем говорить свободно. Не ищите практического решения. Вместо этого начните собирать идеи, которые имеют хоть малейшее отношение к проблеме.

  • Все идеи записываются и не критикуются.
  • После того как перечень идей будет составлен, можно вернуться и пересмотреть их ценность.

Ведите дневник. Используя дневник, вы сможете немедленно записывать спонтанные идеи, которые обычно приходят в голову в необычных местах и в необычное время. Такие идеи может записывать один из участников коллективного мозгового штурма. Позднее ваш дневник или журнал может стать сборником идей, которые можно дополнительно организовать и развить.

Свободное письмо. Сосредоточьтесь на одной конкретной теме и пишите о ней в течение непродолжительного периода времени. Записывайте все, что приходит вам в голову, если это касается данной темы. Не обращайте внимание на правописание и пунктуацию. Просто пишите. Позже вы сможете организовать, исправить и пересмотреть свой текст. Задача в том, чтобы взять конкретную тему и развить несколько разных мыслей за короткий период времени.

  • Создайте наглядное представление темы или схему связей. Представьте идеи вашего мозгового штурма в виде наглядной карты или рисунка. Не забудьте указать связи между идеями. Например, можно выбрать тему “Как начать собственный бизнес”.

    • Напишите "Как начать бизнес" по центру листа бумаги и обведите в кружок.
    • Допустим, что вы определились с четырьмя категориями, к которым относятся: товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники.
    • Итак, нужно прочертить четыре линии для каждой категории от круга с главной темой. Сейчас ваша схема будет похожа на детское изображение солнца.
    • На концах каждой из четырех линий нарисуйте круг и впишите в них все четыре категории (товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники).
    • Предположим, что каждую категорию вы разделили еще на два подпункта. Например, категория "товары/услуги" будет включать "одежду" и "обувь", а категория "финансирование" будет состоять из "займов" и "сбережений".
    • Теперь начертите по две линии от каждого круга категории, чтобы получились маленькие солнца с двумя лучами.
    • На концах каждой из линий (или "лучей") нарисуйте меньший круг и впишите в них ваши подпункты. Например, для категории "товары/услуги" впишите "одежда" в круг первого подпункта и "обувь" – в круг второго. Для категории "финансирование" впишите "заем" в круг первого подпункта и "сбережения" – в круг второго.
    • После завершения такую карту можно использовать для дальнейшего развития темы. Этот шаблон сочетает дивергентное и конвергентное мышление.
  • День добрый уважаемые читатели блога сайт. Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной важной мыслительной операцией, которая составляет суть креативности. Речь идет о такой категории как дивергентное мышление. Если вы считаете или хотите считать себя оригинальным человеком, то без данного подхода к решению любой проблемы обойтись будет крайне сложно.

    Мы живем в многообразно, с каждой минутой усложняющемся мире. О нем постоянно поступают какие-то сведения. Мы окружены нарастающей информацией. Чтобы чувствовать себя комфортно в данных обстоятельствах, необходимо не отставать от времени, улучшая работу своего мышления. Ведь именно оно отвечает за анализ, понимание реальности.

    Не зря во второй половине прошлого столетия ученые уделяли пристальное внимание вопросам интеллекта, развития мышления, разработке методик, практик, техник. В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию креативности, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы. Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Получается, что потенциальные пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.

    Всегда ли нам нужно искать много разных решений одной задачи? Да, если вы хотите приучать себя к творческому мышлению. Нет, если задача элементарная и не обладает большой значимостью. Например, если вы будете решать, лежа в постели, с какой ноги встать, то вы, возможно, забавно проведете время, подыскивая разнообразные варианты, но очень долго будете собственно вставать. Или представьте, что вам нужно поднять тяжелую сумку. Может, не будем креативить на тему, в какой руке ее удобнее нести: в правой или левой?

    Мне кажется, стоит сохранять адекватность, не становиться безумным приверженцем креативного взгляда на мир. Все хорошо в меру. Конвергентное мышление так же необходимо, как и дивергентное.

    Что такое конвергентное мышление?

    Полная противоположность дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться». Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному правильному варианту.

    Помните, какие задачи дают в школе? Чтобы решить математическую задачу, нужно выполнить заданные действия в определенном порядке и грамотно оформить решение. Чтобы написать сочинение, нужно найти, а потом переписать своими словами (или с использованием цитирования) рассуждения критиков. Отвечая на уроке истории, достаточно подробно, четко пересказать заданный параграф. Эти действия оцениваются с точки зрения точности, скорости, аккуратности выполнения.

    Научить нас пользоваться поиском информации, развивать память, забрасывать знания в голову ученика как в мешок – конечно, важная задача. Без линейного, реактивного (как называет его Эдвард Боно) мышления нам было бы сложно существовать. Оно необходимо.

    Но также необходимо развивать творческие способности, давать креативные задания, в которых нет единственно верного ответа. Американцы уже давно перешли на проектную систему обучения, в которой перед учениками ставятся задачи и предоставляется свобода их решать.

    Часто мы находимся в ситуации, когда наш солидный багаж теоретических знаний никак не помогает справиться нам с конкретной практической задачей. Поэтому вполне естественно стремиться к гармоничному балансу: развивать не только реактивное, но и взвешенное мышление. Наша жизнь редко соблюдает правила, зачастую не требует однозначных ответов. Чтобы развиваться, становиться лучше, необходимо воспитывать в себе черты независимого образа мыслей.

    Как измерить дивергентность своего мышления?

    Этот тип мыслительной активности находит необычные решения, рождает неординарные идеи, использует нестандартные формы активности, формирует познавательный интерес. Человек с развитым дивергентным решением хорошо умеет анализировать факты, выдвигать гипотезы, грамотно сортировать имеющуюся информацию.

    Очевидно, что уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта. Но есть определенные критерии, позволяющие определить дивергентные способности:

    1. Беглость. По сути, это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени.
    2. Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.
    3. Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую.
    4. Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.

    Могу предложить вам следующее задание: представьте, что у вас перегорела лампочка. Что сделать, чтобы в комнате стало больше света? Получившиеся варианты пишите в комментарии, посмотрим, кто окажется креативнее всех.


    Методы дивергентного мышления

    Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

    Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

    • чем больше идей, тем лучше,
    • нельзя критиковать,
    • абсурдные идеи приветствуются,
    • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

    Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

    Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания. При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

    Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

    Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм. События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему. А вы?

    Делайте репосты, пишите комментарии.
    С уважением, Александр Фадеев.

    Добавь в закладки: https://сайт

    Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

    Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала. Факты, даты, имена, формулы, - все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь. Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?

    Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.

    Два вида мышления

    Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное . Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.

    Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…

    Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.

    Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.

    В отличие от конвергентного мышления , дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.

    Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.

    Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?

    Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления . Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях. Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!

    Как освоить приемы дивергентного мышления?

    Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.

    Навыки дивергентного мышления позволят вам:

    - оперировать информацией в ситуации неопределенности,
    - генерировать различные подходы к поставленной задаче,
    - понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
    - уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
    - формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
    - оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
    и еще многое-многое другое.

    Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.

    Вот ряд таких упражнения, доступные любому:

    «В чужой обуви»

    Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

    Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

    «Фотограф-профессионал»

    В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему. Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п. А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.

    Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.

    «Переписчик»

    Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.

    Выпуск:

    Библиографическое описание статьи для цитирования:

    Долгова В. И., Аркаева Н. И., Сомова А. А. Исследование дивергентного мышления старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 126–130..htm.

    Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.

    Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.
    Ключевые слова : дивергенция, мышление, дивергентное мышление, старшие подростки.

    Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда.

    Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала старших подростков, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике школьного воспитания .

    Исходя из вышесказанного, проблема исследования дивергентного мышления старших подростков является актуальной.

    Для рассмотрения данной проблемы дадим определения понятиям «дивергенция» и «мышление».

    Согласно определению, данному Т. А. Барышевой, термин «дивергенция» обозначает обнаружение расхождений . Этот феномен является универсальным и характеризует бесконечный процесс усложнения любых форм существования самоорганизующейся материи как живой, так и неживой. Принцип дивергенции имеет важное значение для понимания процессов самоорганизации вообще и эволюции живого мира в частности. Основные свойства дивергенции заключаются в следующем:

    1) расхождение как дискретность признаков (свойств);

    2) расхождение как снижение связ-ности и возрастания дифференцированности признаков (свойств);

    3) расхождение как со-существование и функционирование признаков (свойств) в параллельном, альтернативном, вза-имодополняющем (или взаимоисключающем) режиме;

    4) расхождение, приводящее к росту многообразия и неопределенности.

    В психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

    Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд, указавший на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как тип мышления, идущий в различных направлениях .

    Понятие «дивергентное мышление» синонимично понятию «творческое мышление», так как они обладают одинаковыми характеристиками.

    Дивергентное мышление опирается на воображение.

    Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов, что является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

    Дивергентное мышление актуализируется на ранних стадиях решения проблемы, на поздних - конвергентное. В этом случае дивергенция заменяется актуализацией отдельных зон смыслового пространства.

    Выделяют три показателя дивергентного мышления: беглость, гибкость и оригинальность.

    Беглость мышления проявляется как богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.

    Гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способами действия, в легкости перестройки знаний в соответствии с требованиями задачи, в переключении с одних привычных действий на другие, с прямого хода действий на обратный.

    Под оригинальностью понимает необычность мышления, его неповторяемость и оценивает по частоте встречаемости ответов в выборке.

    В настоящее время проблема дивергентного мышления чаще рассматривается с позиции ос-новных положений системного подхода и таких его аспектов, как:

    1) системно-исторический (возникновение термина и его уточнение по мере развития психологической науки);

    2) сис-темно-функциональный (выделение компонентов дивергентного, позволяющее обнаружить причинно-следственные связи);

    3) системно-компонентный (изучение совокупностей компо-нентов дивергентного мышления и каждого из них как отдельную микросистему);

    4) систем-но-структурный (выделение системы связей субординации и координации между беглос-тью, гибкостью, оригинальностью, разработанностью и свойствами личности);

    5) системно-интегративный (выявление системообразующего фактора, организующего как саму систе-му, так и каждую из компонентов системы).

    Старший подростковый возраст характеризуется физическими изменениями и глубокой перестройкой психики, причиной чего являются физиологические факторы и психосоциальное влияние . Наиболее интенсивные изменения происходят у старших подростков с познавательными психическими процессами, в частности, с мышлением .

    Уже к возрасту 15 лет основные способности мышления старшего подростка сопоставимы со взрослыми, что проявляется в следующем:

    1) Мышление старших подростков может быть не связано с конкретными ситуациями: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют.

    2) Происходит развитие гипотетического мышления, основой чего является повышение качества дедуктивого рассуждения . Результатом этого является возможность видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий, заранее планировать, возможность ставить себя на место оппонента в ходе дебатов.

    3) Появляется более систематическое, абстрактное мышление. Результатом этого является:

    Возможность легче, чем в детском возрасте понимать высшую абстрактную логику, которой присуща игра слов, а также пословицы, метафоры и аналогии;

    Увеличение богатства языка;

    Возможность понимать такие жанры как сатира, метафора и сарказм;

    Возможность качественно рассуждать, применяя логику в идеологической и социальной сферах, а также в вопросах межличностных отношений, политики, философии, религии, нравственности, дружбы, веры, демократии, справедливости и честности .

    4) Появляется «метапознание», то есть способность мыслить о самом мышлении . Процесс метапознания включает в себя мониторинг собственной познавательной деятельности во время своего мыслительного процесса. Улучшение у старших подростков знания о собственных шаблонах мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному обучению. В результате повышается самоанализ, самосознание и рационализация, что является важным в процессе социального познания. В результате появления метапознания старшие подростки гораздо лучше, чем дети могут понять, что люди не имеют полного контроля над их умственной деятельностью.

    На основании вышеперечисленных изменений мышления, характерных для старшего подросткового возраста, развивается дивергентное мышление. При развитии дивергентного мышления старших подростков следует учитывать, что некоторые виды мышления не развиваются сами по себе, а оказывают существенное влияние на другие, до некоторой степени являются их детерминантами: например, абстрактное мышление влияет на теоретическое, продуктивное, словесное, образное и системное. Таким образом, можно использовать отдельные виды мышления как инструмент развивающего воздействия по отношению к другим видам .

    Развитие дивергентного мышления основывается на установлении взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления внутри, так что составляющие творческого мышления могут выступать по отношению друг к другу как детерминанты, регуляторы, факторы и т. д. Следовательно, некоторые виды мышления можно рассматривать как факторы развития других, более сложных. Знание взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления используется в развивающих программах: развивая системное, продуктивное, дивергентное мышление, необходимо первоначально обеспечить достаточно высокий уровень логического, образного, словесного .

    Большую роль в процессе развития дивергентного мышления старших подростков имеют условия учебной деятельности, так как они могут как затормозить, так и способствовать развитию данного вида мышления. Развитию дивергентного мышления способствуют следующие условия :

    Использование равного количества заданий дивергентного и конвергентного типов;

    Преобладание над информационной насыщенностью учебного материала его развивающих возможностей;

    Совместное развитие продуктивного мышления и навыков его практического использования;

    Преобладание исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

    Ориентация в учебной деятельности на интеллектуальную инициативу;

    Исключение моментов, требующих конформистских решений, то есть неприятие конформизма;

    Стремление сформировать способности к критичности и лояльности в оценке идей;

    Формирование стремления максимально глубоко исследовать проблемы;

    Формирование самостоятельности в учебной деятельности, стремления самостоятельно осуществлять поиск знаний, исследовать проблемы;

    Создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса, то есть индивидуализация;

    Ориентация на постановку проблемных ситуаций, то есть проблематизация.

    Также для развития дивергентного мышления оказывает влияние соблюдение следующих принципов образовательно-педагогической деятельности :

    Стремление вызвать интерес учащихся к разным явлениям жизни путем вдумчивого отбора новых фактов и малоизвестных сведений;

    Использование научного объяснения в осмыслении, перестройке, уточнении житейских представлений;

    Развитие умственной деятельности, включение старших подростков в самостоятельный поиск решения поставленных задач, помощь в преодолении трудностей и содействие эмоциональному подъему;

    Вооружение старших подростков необходимыми умениями, помощь в оперировании знаниями, в творческом использовании их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

    Предоставление старшим подросткам возможности наблюдать за степенью своего продвижения;

    Стремление обеспечить успех каждого ученика в любом виде деятельности;

    Стремление вовлечь учащихся в активную трудовую деятельность.

    Таким образом, в старшем подростковом возрасте происходит интенсивное развитие дивергентного мышления. Во многом это происходит благодаря развитию абстрактного и систематического мышления, развитию «метапознания» в этом возрасте. Большую роль в развитии дивергентного мышления старших подростков оказывают условия учебной деятельности и принципы образовательно-педагогической деятельности .

    В ходе проведения эмпирического исследования дивергентного мышления старших подростков был использован тест дивергентного мышления Вильямса, который позволяет оценить дивергентное мышление по следующим показателям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.

    В исследовании приняли участие 25 старших подростков, 15 мужского пола и 10 - женского.

    В ходе проведения теста дивергентного мышления Вильямса были получены данные, представленные в таблице 1.

    Таблица 1

    Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

    Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса представлены на рисунке 1.

    Рис. 1. Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

    Результаты исследования показали следующее:

    48% (12 чел.) испытуемых обладают средним уровнем развития дивергентного мышления,

    20% (5 чел.) - низким уровнем развития дивергентного мышления,

    32% (8 чел.) - высоким уровнем развития дивергентного мышления.

    По результатам исследования были разработаны и даны рекомендации педагогам и родителям по развитию дивергентного мышления старших подростков.

    1) внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности старших подростков;

    2) необходимо видеть потенциальные творческие способности в каждом из старших подростков;

    3) педагоги должны видеть творческие проявления старших подростков не только во время классных или специальных заданий, но и в любой другой деятельности, поощрять индивидуальный стиль учащихся, их самостоятельность;

    4) педагоги должны создать морально-психологический климат в коллективе, характеризующийся свободой от шаблонов и стереотипов, инициативностью и самостоятельностью старших подростков, возможностью проявить свои индивидуальные особенности, неравнодушным отношением к успеху всех и каждого, что позволит создать творческую атмосферу, устранить творчеcтво подавляющие факторы и поддержать инициативу обучающихся;

    5) необходимо создать материально-техническую базу развития дивергентного мышления должны позаботиться педагоги и родители старших подростков;

    6) необходимо для стимулирования старших подростков к деятельности сформировать у них достаточно высокую са-мооценку, отмечая их индивидуальные достижения и используя гибкие формы поощрения;

    7) педагогам и родителям старших подростков необходимо развить свои творческие способности, быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.

    Таким образом, в ходе исследования нам удалось решить следующие задачи:

    1. Изучить проблему дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе.

    2. Выявить особенности дивергентного мышления старших подростков.

    3. Определить этапы, методы и методики исследования.

    4. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

    Решение вышеперечисленных задач позволило изучить дивергентное мышление старших подростков. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что у старших подростков преобладает средний уровень развития дивергентного мышления - подтвердилась.

    1. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12.- С. 17-24.
    2. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
    3. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 206 с.
    4. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Гардарики, 2005. - С. 37-45.
    5. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 7 (13). - С. 17-22.
    6. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии- М.: Юрайт, 2012. - 368 с.
    7. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников- СПб.: Питер, 2012. - 38 с.
    8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр.- М.: Педагогическое общество России, 2009. - 224 с.

    Список литературы

    Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12.– С. 17-24.

    Долгова В.И. Инновационные технологии профессиональной деятельности психолога// Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. - http://gisap.eu/ru/node/75770

    Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

    Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 206 с.

    Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Гардарики, 2005. – С. 37-45.

    Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7 (13). – С. 17-22.

    Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии– М.: Юрайт, 2012. – 368 с.

    Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников– СПб.: Питер, 2012. – 38 с.

    Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр.– М.: Педагогическое общество России, 2009. – 224 с.