Погибшие моряки агафонов валентин отечественная война. Интервью с агафоновым в н. На сколько хватало аккумуляторных батарей

Агафонов Виталий Наумович. Капитан 1 ранга. Командир бригады дизельных ПЛ, тех, что участвовали в походе на Кубу(Карибский кризис). Интервью было взято в 2001 году в период подготовки фильма «Русская глубина»

(Фотографии из личного архива Агафонова В.Н.)

Почему в зону конфликта были отправлены дизельные подводные лодки?


В зону конфликта были отправлены дизельные подводные лодки,как наиболее подготовленые к этому походу. Было принято решение командующим Северным флотом,- другие подводные лодки не посылать. Почему?





Потому, что атомные подводные лодки только-только вступали в строй. Было много неполадок с техникой, причем в 61 году единственная подводная лодка К-19, потерпела аварию. Другие подводные лодки вступающие в строй, в том числе торпедные ПЛ, тоже имели много неисправностей.

Было принято решение, а других лодок собственно и не было. Тогда с осени 1961 года ПЛ 211 бригады из 4 эскадры,- 4 подводные лодки, начали подготовку, посуществу. Других подводных лодок, насколько мне известно, к этому походу не готовилось.

И Вас назначили командовать подводными лодками,которые шли в сторону Кубы?

У меня было очень сложное положение. Со мною именно... Командиром 69-й бригады был назначен капитан 1 ранга Евсеев Иван Александрович. Это бывший начальник штаба четвертой эскадры подводных лодок. И он в 1962 году получил звание контр-адмирала, целевым назначением назначен командиром похода по теме "Кама", как она тогда называлась. "Кама" - это одна из подтем операции "Анадырь", которая готовилась к тем событиям, которые нас ожидали в 1962 году.

Что, вы, знали о событиях, которые там происходят?

К сожалению. Кроме каких то догадок, мы ничего официального об этом не знали. Ни где в печати, телевидении, ни в кино ничего не говорилось об осложнении обстановки вокруг Кубы, и между США и СССР. Более того, даже когда нас посылали в этот поход нам было сказано, что 4-м подводным лодкам 69 бригады ПЛ СФ Б-4,Б- 36, Б-59, Б-130 (командирами были капитан 2 ранга Кетов Рюрик Александрович, капитан 2 ранга Дубивко Алексей Федосеевич, капитан 2 ранга Совицкий Валентин Григорьевич, капитан 2 Шумков Николай Александрович), нам было сказано, что этим подводным лодкам предстоит выполнить задание Советского Правительства скрытно пройти через океан, в одну из дружественных стран для дальнейшего базирования в этой стране.

Причем ни пункта базирования, ни маршрута - ничего нам известно не было. Все документы секретно разрабатывались в Москве в Главном штабе ВМФ и, видимо, в Генеральном штабе.

Нам документы вручили непосредственно перед походом. Мне был вручен большой пакет, стопка опечатанная печатью Главного штаба ВМФ в Москве - "командиру 69 бригады" и там для каждой подводной лодки был заготовлен пакет отдельно, тоже с грифом "совершенно секретно". Причем эти пакеты были выданы за несколько часов до выхода, и их разрешалось вскрыть только в море.

Было ли на борту ядерное оружие, каковы были директивы по его применению?

Да было. На каждой подводной лодке было погружено по одной торпеде с ядерным боеприпасом. Особых директив по этому вопросу не давалось. Но, существовали на флоте документы, и нам было ясно, кто может отдать приказ на его применение. Этот приказ отдать могла только Москва, Министр обороны.








У кого-нибудь из командиров был опыт применения ядерного оружия?

Опыт применения ядерного оружия был только у одного командира, он имел опыт стрельбы. В 1961 году у острова Новая Земля, на том полигоне, проходили испытания ядерного оружия большой мощности, участвовали подводные лодки, надводные корабли, самолеты.

Подводная лодка Б-130, командир капитан 2 ранга Шумков Николай Александрович, произвела два выстрела, причем оба очень удачно, и лодка не пострадала в пламени взрыва, и командир тогда был награжден орденом "Ленина".

Остальные подводные лодки опыта применения ядерного оружия не имели, но на каждой подводной лодке, согласно курса подготовки, отрабатывались задачи по применению ядерного оружия. Очень хорошую тренировку получали и командиры и весь экипаж ПЛ по изучению ядерного оружия, метода обращения с ним. Проводились многочисленные тренировки по погрузке и выгрузке торпед с ядерным боезарядом.

А был ли страх, или колебания по поводу применения ядерного оружия?

Мы как командиры подводных лодок и личный состав воспитывались в том духе, что должны применить то оружие, которое имели, для защиты Родины. Я это понимал так, и думаю что так понимали другие командиры лодок и личный состав. Никакой боязни, или сомнения у нас конечно не было. И сам опыт стрельбы командиром Б-130 двумя торпедами показал, что командиры и личный состав готовы к использованию ядерного оружия. Конечно, в этом походе мы были готовы, если бы нам поступил такой приказ. Сами понимаете, что к большому счастью этот мировой пожар не разгорелся и Карибский конфликт решили политики. Разум возобладал над этой стихией, которая грозила гибелью всего мира.

После того, как Вы вывели лодку на центр Екатерининской бухты не было ли теперь страха от осознания того, что на борту находится ядерное оружие?

Нет. Я хочу сказать, что вообще мы были воспитаны на опыте Великой Отечественной войны, общались с героями той войны, и говорить о каком ни будь страхе. Мы шли в тот поход стремительно, может мы дальше скажем о тех событиях, которые развернулись у Багамских островов. Мы стремились достичь цели - прийти на помощь Кубе.

Как "чувствовали" себя северные лодки в тропических водах?

Это вопрос относится к конструктивным особенностям тех подводных лодок, которые тогда были. 641 проект, это была самая современная дизельная подводная лодка того времени. Но она была построена для северных широт и умеренного климата. Для плавания в южных, тропических широтах эта лодка не была предназначена и по многим причинам... Во первых; - температура даже на глубине 200 метров приближалась к 30 градусам (не говоря уже о поверхностных температурах),а на лодках не было системы кондиционирования. Вы знаете, что такое кондиционирование сейчас,- оно обеспечивает полный комфорт.

Во вторых; - это были аккумуляторные подводные лодки. Нужно было регулярно подзаряжать аккумуляторы. Аккумуляторная батарея не имела искусственной вентиляции, которая позволяла охлаждать электролит до определенной температуры. А это вело к бурному выделению водорода, батарея вскипала. 3 процента накопления в отсеке водорода - это уже взрывоопасно.

На сколько хватало аккумуляторных батарей?

Мне трудно вспомнить. Для каждой батареи существовали определенные циклы. Я не могу сказать точную цифру. Допустим, столько то циклов батарея заряжалась, после чего выходила из строя. Подводная лодка Б-130 вышла с недостаточно свежей батареей. Это тоже командиру доставило дополнительные трудности.

К тому же, дистиляционных установок как таковых не было. Поэтому нам приходилось ограничивать личный состав подводных лодок пресной водой. Говорить о том, чтобы умыться или побриться,- это исключено. Личному составу выдавалось - утренний чай - стакан и вечерний чай - стакан. В обед и ужин выдавалось по стакану компота.

Личный состав как гигиену соблюдал? Выдавался на протирку спирт для того, чтобы дизинфецировать кожу. Кожа покрывалась потницей. Мы были все время потные, теряли много в весе - до 50 процентов. Происходило обезвоживание организма.

Нам на поход выдали одежду - синие рубашки и синие трусы. Через плечо полотенце, типа бумажного. Мы обливались потом, и пот с нас стекал синий, потому что эта рубаха вся растворялась на нашем теле. Это приводило к гнойной потнице. Личный состав в таком, ужасном состоянии истекал грязью. А дышать, сами понимаете, чем приходилось. При температуре 50 - 60 градусов, особенно в дизельных отсеках, который и так полон паров дизельного топлива и масла, добавлялись температурные условия.

Личный состав падал в обмороки по несколько раз, особенно в дизельных отсеках. Были люди которым за весь 90-суточный поход не удалось сделать глоток свежего воздуха.

В общем и целом, это были лодки для действий в умеренных и северных широтах.

Какой режим связи был установлен с большой землей. И не мешал ли он скрытности?

Да, не только мешал, а очень и очень мешал - тот режим который был для нас установлен. Для каждой подводной лодки был назначен график подвсплытия - это нормальный (суточный). Кроме того, так называемый, собирательный сеанс связи. Все подводные лодки одновременно должны были всплыть для приема сигналов, в одно и тоже время, в установленный час.

Время было назначено - 00.00 московского времени. Но это время в западной Атлантике соответствовало 16 часам, то есть самому светлому времени суток. О какой скрытности и как можно было лодке всплыть при таком режиме? Кстати, Командующий Северным флотом Адмирал Касатонов несколько раз обращался в Москву, чтобы этот режим отменить. Режим сохранился до конца похода.

Некоторые подводные лодки вынуждены были всплыть. На каком расстоянии находились американцы?

По-разному складывалась обстановка. Лодка, на которой был я, Б-4. Я стоял в эту ночь на мостике, как раз шла зарядка аккумуляторных батарей, и шли тропические проливные дожди. Нам удалось зарядить батарею полностью.

Где-то на рассвете появился сильный сигнал. Видимо они в это ливень не летали. И от этого сигнала мы уклонились. По нам посыпались взрывные устройства, была у них система "Джули". Они бросали несколько глубинных, малых бомб. Подводную лодку захватывал в кольцо самолет, бросал серию буев с этой системой. Система была на принципе отражения эха. Но нам удалось выдержать несколько бомбежек, три или четыре. Очень бомбежки чувствительные. Гасли лампочки в отсеках. Взрывы были довольно чувствительные о корпус. Эти взрывы не позволили самолету при помощи этих буев обнаружить нашу подводную лодку. По сигналу радиолакатора обнаружили, потому что она была в надводном положении. Но мы быстро ушли и подводная лодка в течении трех суток маневрировала от самолетов. Они прекратили бомбежку. Появилась группа противолодочных кораблей, давали сигналы гидроакустическими станциями своими. То приближались, то удалялись (два раза). Мы маневрировали по глубине и ходом и под слой скачка, то есть всеми доступными для нас способами. Корабли нас не обнаружили. В течении трех суток мы смогли оторваться и от самолета и от поиска группы противолодочных кораблей. Ушли, удрали - короче говоря.







То есть вас вообще не обнаружили?

Нет обнаружить нас обнаружили - радиолокацией, а обнаружить подводную лодку так и не смогли. Но у нас был еще случай. От бомбежек, от высокой температуры расплавился сальник ввода в боевой рубке и хлынула вода. Подводной лодке грозило сильное затопление. Всплывать на поверхность нельзя, сверху надводные корабли, могли под таран попасть, и все что хочешь. Подводную лодку нужно было удержать на безопасной глубине от таранного удара, это где -то больше 25 - 30 метров, а боевую рубку поддувать воздухом, чтобы не затопить отсек. В тоже время нужно было устранять прорыв воды. Вода могла затопить отсек и лодка могла утонуть.

Нашлись добровольцы. Мичман Костенюк заделал пробоину, то есть перебил сальник и течь была приостановлено. Лодка была спасена от затопления. За это он был представлен к ордену "Красной Звезды", но не знаю был ли он награжден в дальнейшем. Я лично писал представление. Мы вытащили его в таком состоянии, отходили тем же компотом из персиков.

Вот такая была обстановка.

Другие подводные лодки попали в более сложное положение. Начиная от Азорских островов мы не могли высунуть носа, только поднимешь перескоп сразу сигнал, самолетный сигнал, и так в течении всего похода и по несколько раз в течении суток.

Напряжение, несколько, спадало в ночное время. Самые драматические события разыгрались у Багамских островов, когда подводные лодки все таки прорвались через эти пять рубежей, за линией их блокады. лодки попали в очень тяжелое положение. Было оказано яростное сопротивление противолодочным силам. Это первое послевоенное соприкосновение, как говорят, нос в нос. Встретились с вероятным противником. Пл вынуждена была все время маневрировать, аккумулятор разряжался, и в конце концов подводной лодке либо уходить на дно - погибать, либо всплывать. Но война не была объявлена. Подводные лодки ни каких указаний на применение оружия не получали, вынуждены были всплывать в окружении кораблей и самолетов противника.

Подводные лодки окружались противолодочными кораблями, до 5 - 7, иногда до 10 единиц, брали, буквально в кольцо подводную лодку, как бы в клетку ее сажали, и командиру надо было маневрировать так, что бы не попасть под таран. Наши подводные лодки они обстреливали залпами из пулеметов с самолетов. Ливень пуль буквально над самой подводной лодкой, то есть они с низкой высоты обстреливали таким образом, то есть не по корпусу стреляли, как бы впереди ее. В самое тяжелое положение попала Б-59 капитана 2 ранга Савицкого, на этой лодке был и начальник штаба бригады капитан 2 ранга Архипов.

Я должен отметить, что они прежде всего шли на таран. Шумков, когда у него вышли из строя дизеля, он всплыл. Его окружили и шли на таран. Он срочно погрузился и буквально винтами не повредил корпус. Они могли его разрезать пополам. Но был очень хорошо подготовлен, действовал смело и решительно, что позволило ее избежать таранного удара. А вообще надо сказать, что американцы вели себя нахально, нагло, вот допустим так, они запрашивали кто, что, хотя им было совершенно ясно. Причем играла музыка, показывали недостойные, неприличные для обозрения места, жгли, издевались над нашим государственным и военно-морским флагом, сжигали, топтали его и прочее, прочее... . Вот все оружие, вся система противолодочного вооружения была развернута что бы вынудить командиров, чтобы сдали их нервы.

Но не было ни одного случая, что бы нервы командиров не выдержали. Техника, я имею ввиду дизели на одной подводной лодке, железо не выдержало - люди выдержали, они были крепче железа.

Вы понимали, что их действия провокационны?

Мы и сейчас видим, как они ведут себя- наглости до предела!

Как возвращались домой?

Домой возвращались.

В отношении Б-36 капитана 2 ранга Дубивки. Он оказался ближе всех, у ворот, так сказать, на Кубу. Он тоже встретился с противолодочными кораблями. Каждую лодку пас авианосец в окружении до 30 кораблей, 50 -60 самолетов и вертолетов. Сами понимаете, что мы прорвались оказались за линией их карантинного кордона.

Командиру Б-36 было приказано форсировать пролив Кайкос, это ворота в гряду Багамских островов и командир уже шел туда. И буквально на переходе через пролив было приказано, как и остальным ПЛ, возвратиться на исходные позиции к востоку и северо-востока. Нам было ясно, что нас смещают не на Кубу, а то Кубы. После этого мы находились в этом районе около месяца. Затем нам было указано скрытно вернуться в базу. И потом, как мы уже узнали, что в решение Карибского кризиса вмешались политики. И это к счастью. Несмотря, что мы внесли вклад, к предотвращению этого пожара, все таки возобладал разум. Мы находились в районе Багамских островов около месяца. На Кубе происходила эвакуация ракет и техники. Потом мы в конце ноября получили приказ, так же скрытно, вернуться на базу на Север.

Я уже говорил что нам удалось вернуться живыми и невредимыми, несмотря на противодействие противолодочных сил и средств, которые оказывали американцы, нам удалось вернуться.

Одна лодка оказалась в тяжелом положении, Б-130, ей пришли на помощь корабли Северного флота. На этой лодке, как и на всех подводных лодках было проявлено исключительное мужество. И я должен отметить, что после каждой зарядки батарей, находили возможность из под носа нырнуть на глубину, и опять после этого продолжался поиск наших подводных лодок. В частности, американский известный военно-морской историк и публицист Норман Поук в журнале "Морской сборник" описывает. Как они гонялись за подводной лодкой Б-36. Несмотря на то, что она ушла от них. Они ее искали более 3-х суток. Лодка вынуждена была всплыть, когда она разрядилась, на виду. Оказывается в это время американцы проводили так называемую "Президентскую охоту" за нашими подводными лодками, это называлось до изнеможения.

Президенту США Джону Кеннади докладывалось о действиях противолодочных сил, потому что проводилась операция в мирное время. На всю страну СМИ США трубили об успехах их противолодочных сил и награждали их орденами и медалями. Я уже говорил, как они гонялись за подводными лодками, ни какого героизма не было. Они ждали, что бы лодка погрузилась, а потом они за ней наблюдали и ждали когда у нее полностью разрядится аккумуляторная батарея и всплывет.

Они действовали, как говорят решительно, но решительно почему, потому что самоуверенность была, что выдержат нервы советских подводников. Я не думаю, что они обрадовались вынудить выпустить по ним торпеду, да не дай бог, атомную по авианосцу или надводному кораблю. Норман Поуп признает, что для них это было рискованно.

А вообще, американцы, считали, что полностью готовы американцы напасть на Кубу с целью ликвидации режима Кастро. На Континенте были установлены ракеты, это начали устанавливать 4 октября, а они обнаружили 16 октября, что уже торчали баллистические ракеты под их пальмами. Наряду с установкой ракет, правительство США беспокоило наличие подводных лодок у берегов западной Атлантики.

Особенно беспокоило военное руководство наличие подводных лодок непосредственно у Багамских островов. Были даны жесткие указания заставить подводные лодки всплыть любым способом. 27 октября 1962 года был критический момент в жизни Президента Кеннади связанный с подводными лодками. Около 10 часов 27 числа МО Макнамара доложил, что к карантинной линии подходят два советских транспорта и между ними находится подводная лодка.

Президент стоял перед выбором начинать войну или нет. То есть той спичкой которая могла зажечь пожар ядерной войны тогда могла стать подводная лодка. Кроме нас там никого не было. К счастью в 10.25 доложили, что транспорты остановились, подводной лодке приказали остановиться, и в отношении подводной лодки дальше не упоминалось. То есть если подводная лодка там была, то ей удалось убежать. Они конечно этого очень опасались. Они считали 5 подводных лодок, нас было 4. Причем они считали, что все подводные лодки всплыли это не верно. "Морской сборник" подтвердил, что это им показалось. Короче говоря, вот такова история с пребыванием подводных лодок в районе Багамских островов.

Кто не был в боевых условиях, а это впервые пришлось встретить лоб в лоб с вероятным противником. Ведь противолодочные силы США превышали в сотни раз по своим возможностям боевые возможности наших 4-х лодок. Что такое 4-е лодки. Если б в открытом океане они встретили и авианосец и любой корабль это страшная сила, да еще имея на борту ядерный боевой заряд.

3 подводные лодки вынуждены были все таки всплыть под действием противолодочных сил США и когда мы прибыли каждую подводную лодку встречала комиссия прибывшая из Москвы. То есть встретили нас хмуро. Хотя разместили на той же плавбазе "Халкин" в тех же теплых каютах, в тех же койках откуда матросы уходили в этот поход. Но, и тогда, видимо основная цель была всю вину возложить на командиров подводных лодок, нас и слушать не хотели, с оправданием что там была такая обстановка. Был составлен разгромный приказ, который имел целью в пух и прах обвинить командиров во всем и вся. Правда надо отдать должное Главнокомандующему ВМФ Горшкову С.Г. это приказ он не подписал, а написал, что стало известно потом, когда эти вопросы стали известны, в том числе и писателе Шигиным. Главком наложил резолюцию, что командиром подводных лодок было лучше видно как действовать в этих условиях, командиров подводных лодок не наказывать. Но увы, этим дело не кончилось.

В конце декабря или в начале января 1963 года я был приглашен как командир бригады выступить с докладом о действиях подводных лодок.

Тогда Военный Совет Северного флота внимательно выслушал мой доклад о походе ПЛ к Багамским островам и все командиры подводных лодок и отличившийся личный состав Командующим флотом были подписаны наградные листы. Я был представлен на звание контр-адмирала. И на этом все кончилось.

В январе я поехал в отпуск за прошлый 1962 год. И совершенно изменилась обстановка когда командиры подводных лодок были вызваны на доклад к Министру обороны Маршалу Советского Союза Гречко Андрею Антоновичу. Толи это было заслушивание, толи разнос, трудно назвать.

Понимание действий командиров подводных лодок у первого зам. министра обороны не нашли. Командиры подводных лодок обвинялись во всем. Хотя допустим кто то был из командиров подводных лодок понимал. Мало того, Гречко считал, что якобы ему Горшков докладывал, что это были не дизельные подводные лодки, а атомные. Поэтому он напирал на командиров. А командиры доказывали, что они командовали дизельными, а не атомными подводными лодками. Тогда были реплики почему не забросали гранатами. Смешно. Но командиры были обвинены. Заключение было такое. Я бы на их месте все равно не всплывал.

И когда Гречко полностью понял, что он ведет разговор не с командирами атомных подводных лодок, а с командирами дизельных подводных лодок, которые имели определенные возможности действий в данном районе. Тогда он потерял интерес. Быстро свернул и закончил. Командиры были отпущены. Среди генералитета он прямо заявил, что я бы на их месте все равно не всплывал. Подводные лодки по его мнению должны были утонуть.

Такой случай быстро представился подводной лодке К-129, это 629 проекта Тихоокеанского флота. О гибели которой в течении 25 - 30 лет не было ничего не известно, все держалось в тайне, семьи были без пенсий, без всякой заботы из родителей и т.д. Была дана такая отписка, сообщение. Умер или считать умершим, я сейчас не помню, при исполнении служебных обязанностей.

Видите, мы вернулись на базу здоровые, не привезли не одного трупа, подводные лодки, хотя и были ржавые, их восстановили к концу 63 года.

Где то в марте состоялась научно-практическая конференция о скрытности подводных лодок. Я выступал докладчиком о походе подводных лодок. А куда подводные лодки ходили. Я один раз произнес. На весь зал Командующий сказал: "Какая там еще Куба, какую под Кубу. Вас не спрашиваю в какую страну вы ходили. Вы отчитываетесь о том походе, которые вы совершили и нарушили скрытность". то есть послучается как бы командир бригады меньше понимал, чем тот кто там никогда не бывал. И совершенно другую позицию. Я вам докладывал о Военном совете, который был в начале января 1963 года, мой доклад о Кубинском походе, где с большим пониманием мое выступление было воспринято членами Военного совета. Почему: Потому что Гречко повесил на нас, и по моему до сего времени этот груз и висит, что командиры подводных лодок вернулись сами и живыми привели подводные лодки, весть личный состав. Если б он был на подводной лодке, то он бы утонул.

Она была проведена под этим мнением, высказанным Гречко.

Меня обвинили, что единственный командир который не понимает, что такое скрытность подводных лодок, является командир 69 бригады капитан 2 ранга Агафонов. Все в зале были лучше осведомлены, как нужно было тогда действовать.

К вам же приезжал Фидель Кастро после всех этих событий?

Перед первым мая все четыре подводные лодки были построены на рейде Североморска. Я не помню были ли надводные корабли. Но одна из подводных лодок проекта 629 (ракетная подводная лодка) была в нашем строю.

Мы встретили, приветствовали Фиделя Кастро. Он шел со стороны Мурманска на эсминце. Мы кричали "Вива Куба". Он приветствовал моряков. Мы были до предела рады, что нас посетил вождь Кубинской революции, потому что мы шли ему на помощь. Поприветствовав нас он сошел на берег у причала в Североморске. Вскоре были подозваны к причалу две подводные лодки Б-36 капитана 2 ранга Дубивко, 641 проекта которая ходила в поход и была ближе всех у пролива Кайкаса и подводная лодка 629 проекта которая на Кубу не ходила. Лодки поставили таким образом. сначала к причалу поставили лодку 629 проекта, а потом подозвали Б-36. Подводная лодка ракетная, которая по размерам больше, полностью загородила подводную лодку Б-36 и командира ее капитана 2 ранга Дубивко. Там ему на подводной лодке постелили ковры. Он с удовольствием повалялся на матросских койках. И конечно Фидель Кастро остался очень довольным. Я не знаю, что и кто ему докладывали, но видимо он... Для меня загадка, почему он не пожал руку командиру лодки К-36.


Первого Мая Фидель Кастро стоял на трибуне рядом с Хрущевым,сверкая звездой Героя Советского Союза.

В некоторых публикациях сообщается, что Командующий флота представил командира, что Фидель Кастро пожал ему руку. Этого не было.

Было обидно?

На кого обижаться? Ведь вина, тень была брошена на нас. Мы понимали, что 3 подводные лодки всплыли в непосредственной близости от американских противолодочных сил.

Нужен ли подводный флота России? Какой нужен? Зачем он нужен?

Я думаю, России всегда был нужен подводный флот. И во время Велико Отечественной войны флота показал хорошие данные, защищал Родину. Этот флот сыграл большую роль и в мирное время, когда был создан могучий атомный, ядерный флота.

Чтобы флота был таким, каким он был во время Великой Отечественной войны, каким он был в годы своего рассвета. Всегда нужен такой флота России. Потому что этот флот защищает нашу страну.

Статья опубликованоа в историко-краеведческом выпуске «Богословский родник» № 9 к газете «Карпинский рабочий». Карпинск, 25 октября 2016. С.4-6. ВАСИЛИЙ АГАФОНОВ – УЧАСТНИК РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ В 2014 г. в России, и не только, отмечали 100 лет с начала Первой мировой войны. Тогда газета «Карпинский рабочий» собирала информацию об участниках этой войны. В том же году исполнилось 110 лет с начала еще одной войны – русско-японской. А были ли среди участников этой далекой войны богословцы? Работая с , в метрической книге за 1906 г. я наткнулся на такую запись: «25 октября уволенный в запас флота 3-го флотского экипажа команды минного транспорта «Амур» машинист из сельских обывателей Богословской волости Василий Стефанов Агафонов, православный, первым браком, 28 лет, сочетался браком сельского обывателя Иоанна Григориева Раева дочь Евгения, православная, первым браком, 19 лет. Поручители по жениху были сельские обыватели: Михаил Васильев Караваев и Василий Иоаннов Агафонов; по невесте сельские обыватели Иоанн Иоаннов Раев и Феодор Петров Будаков». Меня заинтересовал минный транспорт «Амур». Начались поиски. И вот что удалось выяснить. Кораблестроительной программой 1895 г. в России предусматривалась постройка двух минных транспортов водоизмещением не менее 2000 т (по 450-500 мин). Предназначались они не только для оборонительных, но и для активных минных постановок у берегов противника. По своей сути проектируемые корабли являлись минными заградителями, но в связи с отсутствием такого класса в русском флоте их официально назвали «минными транспортами». 15 марта 1898 г. Балтийский завод получил наряд на постройку первого, а 17 апреля – второго корабля, которые получили названия «Амур» и «Енисей». В течении зимы-весны 1900 г. на обоих кораблях интенсивно велись достроечные работы, чтобы с началом навигации приступить к ходовым испытаниям. 5 января в мастерской Балтийского завода испытывались паровые машины «Амура», а 10 февраля – «Енисея», после чего их разобрали, погрузили на корабли и начали монтаж. «Енисей» начал кампанию 24 октября 1900 г., а 31 октября главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О.Макаров доложил, что испытания постановки мин с «Енисея» закончено и признано удовлетворительным, 11 ноября транспорт окончил кампанию. Кстати, по предложению изобретателя радио А.С.Попова каюту боцмана под полубаком переоборудовали в радиорубку. 1 августа 1901 г. состоялся высочайший смотр «Енисея» после чего оба транспорта стали спешно готовиться к переходу в Порт-Артур. 15 августа «Амур» и «Енисей» вышли из Кронштадта на Дальний Восток (командиры капитаны 2 ранга В.Л.Барщ и К.А.Грамматчиков). 6 марта 1902 г. в Порт-Артур прибыл «Амур», а 22-го и «Енисей». 30 июля начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Н.И.Скрыдлов в рапорте изложил свое мнение о прибывших кораблях: «Оба транспорта немедленно по присоединении к эскадре начали службу и ни машины, ни котлы не требовали никаких исправлений, что следует поставить в заслугу, как строившему их Балтийскому заводу, так и личному составу, совершившему на них переход из России». 6 июля оба транспорта окончили кампанию по постановке мин и вступили в вооруженный резерв. 12 июня 1903 г. штабом эскадры был разработан план, по которому Талиенванский залив перекрывался минным заграждением. Несмотря на признаки приближавшейся войны с Японией, транспорты в целях экономии средств длительное время находились в резерве. Лишь 18 января 1904 г. они начали кампанию и уже через три дня участвовали в выходе Порт-Артурской эскадры в море. В ночь на 27 января 1904 г. без объявления войны японские миноносцы атаковали стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру. Во время атаки «Енисей» находился в гавани, «Амур» же, как дежурный корабль вместе с эскадрой – на внешнем рейде Порт-Артура. Вражеские торпеды его миновали, и утром он вошел в Восточный бассейн. 29 января «Енисей» подорвался на собственной мине и затонул. 30 января транспорт «Амур» был отчислен от эскадры в число судов прибрежной обороны, а 3 февраля он успешно поставил 121 мину в бухтах Керр и Дип, а 5-го февраля 99 мин в Талиенванском заливе. По настоянию коменданта крепости было решено заминировать минами бухту Десяти Кораблей, чтобы воспрепятствовать высадке вражеского десанта в тылу Кинджоусской позиции. С этой целью 10 февраля контр-адмирал М.Ф.Лощинский вышел туда на минном транспорте «Амур», где было поставлено 20 мин. 28 февраля «Амур» в сопровождении миноносцев вышел в море для постановки мин на месте, с которого японские корабли обстреливали город и крепость. В районе в 2-3 милях от Ляотешана успешно были поставлены 20 мин. На этом закончились русские минные постановки мин начального периода войны. В Талиенванском заливе и ближайших бухтах было поставлено 717 мин. 22 апреля 2-я японская армия начала высадку у Бидзыво. Превосходство японцев на море стало подавляющим. Для того, чтобы сократить сухопутные коммуникации, японцы намереваются перевести высадку ближе к объекту атаки в бухту Керр. Но там стояли мины, выставленные минным транспортом «Амур». 29 апреля миноносец № 48 при тралении коснулся мины и затонул через 7 минут после взрыва. При этом погибли шесть и ранило 10 человек. 1 мая паровой катер «Мияко» коснулся пропущенной русской мины и после взрыва затонул через 23 минуты. При взрыве погибло 2 матроса. После гибели миноносца № 48 и «Мияко» тральные работы в бухте Керр были прекращены, от идеи высадки здесь японцы отказались. Начиная с 26 апреля «Амур» был готов к выходу на постановку. Однако ночью выходить было опасно из-за японских миноносцев, а днем вблизи Порт-Артура находились крупные корабли противника. Кроме того, ночная постановка не гарантировала точности. Шанс скрытно поставить мины на пути движения японских блокирующих сил был только при наличии туманной погоды в течение не менее 3 часов. Для прикрытия высадки войск, главные силы японского флота начали тесную блокаду Порт-Артура. Было обращено внимание на то, что японские блокирующие силы ежедневно следуют по одному и тому же маршруту. Решено было воспользоваться этим. 1 мая «Амур» вышел на постановку мин. Минеры транспорта сработали безукоризненно. Все 50 мин встали удачно в линию. На следующий день, 2 мая блокаду у Порт-Артура поддерживал отряд под командованием адмирала Насиба в составе броненосцев «Хатсусе», «Сикисима», «Яшима», крейсера «Касаги» и авизо «Тацута». Поблизости находились крейсера «Акаси», «Сума», «Чиода», «Акицусима», «Такасаго», канонерские лодки «Удзи», «Осима», «Акаги» и миноносцы. Некоторые из них благополучно прошли по месту, где накануне «Амур» поставил мины. В 10 ч. 50 м. броненосец «Хатсусе» подорвался на мине. Взрыв произошел в корме, и в результате сразу же затопило румпельное отделение. Адмирал Насиба приказал кораблям своего отряда изменить курс, но через несколько минут подорвался на мине броненосец «Яшима». Броненосец получил пробоину с правого борта; не прошло и несколько мгновений, как последовал второй взрыв. Адмирал немедленно послал на помощь к «Яшима» крейсер «Такасаго», а к «Хатсусе» «Касаги». «Касаги» следовал к «Хатсусе», чтобы взять его на буксир, но в 12 ч. 33 м. этот броненосец подорвался на другой мине. В течение одной-двух минут броненосец «Хатсусе» затонул. При этом погибли 36 офицеров и кондукторов, 445 нижних чинов и 12 вольнонаемных служащих. На броненосце «Яшима» команда боролась за живучесть корабля, но остановить распространение воды по внутренним помещениям не удавалось. Стало ясно, что корабль обречен. Сначала портрет императора торжественно перевезли на крейсер «Сума», а затем команда построена на шканцах. Под звуки национального гимна и троекратное «банзай» спустили флаг, после этого экипаж организованно оставил броненосец, который спустя некоторое время затонул. Гибель одного японского броненосца и подрыв второго были настолько неожиданными для русского командования, что развить и закрепить его атакой остальных кораблей оно не сумело. За весь период металлического кораблестроения, ни до, ни после русско-японской войны русским не удалось в открытом море потопить ни одного линейного корабля противника. Гибель двух из шести (одной трети) броненосцев японского флота была замечательным успехом. Казалось, что еще не все потеряно, и ход войны на море, а значит и на суше может быть переломлен. Личный состав эскадры в Порт-Артуре воспрянул духом. Тем более, что в начале мая японцы понесли и другие потери – и тоже от мин. 4 мая японский миноносец «Акацуки» находился в 8 милях от Ляотешаня, где коснулся мины и после взрыва затонул. Погибли командир С.Наодзиро, 6 офицеров и кондукторов, 16 матросов. Вероятно, «Акацуки» погиб на минах, поставленных минным транспортом «Амур». 10 мая «Амур» занимался тралением (подрывом мин) на рейде. Ночью 14 мая русские войска оставили город Дальний и отступили к Порт-Артуру. В этот день командование эскадры решило для предотвращения обстрела с моря флангов обороны крепости произвести минную постановку в бухте Тахэ. В море вышел «Амур» и постановка 49 мин прошла успешно. 17 мая 1904 г. контр-адмирал Витгефт приказал снять все 75-мм пушки с «Амура» и передать их на заканчивающий ремонт эскадренный броненосец «Цесаревич». 22 мая «Амур» вышел в море на очередную постановку 50 мин у Голубиной бухты. В.К.Витгефт считал эту постановку последней для «Амура», так как кончался запас мин на транспорте. Большие минные заграждения ставить было уже нечем, а из-за малых постановок рисковать столь ценным кораблем не стоило. Но, наткнувшись на мины, пришлось вернуться в гавань. 2 июня командующий эскадрой приказал командиру «Амура» самому протралить фарватер для обеспечения выхода на постановку мин. В Голубиной бухте минный заградитель получил подводную пробоину от удара о камень. В результате было затоплено пять отделений междудонного пространства и три угольные ямы. Ремонтировать минный транспорт не стали в связи с недостатком мин в Порт-Артуре, и в дальнейшем он использовался как база траления. Личный состав занимался изготовлением и ремонтом тралов, участвовал в тралении, строительстве укреплений и боях на сухопутном фронте. 26 ноября 1904 г. «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнем. 20 декабря корабль был взорван экипажем перед падением крепости. 22 июня японская канонерская лодка (корабль береговой обороны) «Каймон» обеспечивала противоминные действия в бухте Тунгкау, где подорвалась на мине и затонула. Погибло 22 человека. Причиной гибели этого корабля была мина, поставленная «Енисеем» или «Амуром». Выставленные транспортами минные заграждения задержали начало эксплуатации японцами порта Дальний, не позволили им высаживать десанты в тыл русских войск, ограничили обстрелы с моря фортов, города и порта, сделали невозможной тесную блокаду Квантунского полуострова. Минная угроза сузила оперативный простор японского флота, привела к серьезным потерям, вынудила противника тратить время и силы на противоминные действия. Из 1066 мин, выставленных русскими кораблями у Порт-Артура, 837 (78,5%) пришлось на долю «Амура» и «Енисея».

Контр-адмирал Витгефт обратился к Главнокомандующему с просьбой наградить командира «Амура» золотой саблей «За храбрость», наградить семерых офицеров и выделить для нижних чинов 20 знаков отличия военного ордена. Наместник не только утвердил все представления командующего эскадрой, но некоторым офицерам назначил награды более высокие, чем испрашивались. Зато нижним чинам вместо 20-ти выделили всего 12 Георгиевских крестов. Все участники войны с японцами на Востоке были награждены медалями «В память русско-японской войны». Медаль имела три вида. Серебряной награждали участников защиты Порт-Артура, светло-бронзовой – всех непосредственных участников войны, а темно-бронзовой – не принимавших участие в боях, но находившихся на службе на Дальнем Востоке. Вероятно, и Василий Степанович Агафонов был награжден серебряной медалью, как участник защиты Порт-Артура. К сожалении, о жизни его пока ничего не известно. Но, возможно, в Карпинске до сих пор живут потомки Василия Степановича и Евгении Ивановны Агафоновых. Может быть, у них сохранились семейные фотографии с изображением Василия Степановича, информация о нем, а даже и медаль, как семейная реликвия. Конечно, все слышали о легендарном крейсере «Варяг», но, оказывается, не менее легендарным был и минный заградитель «Амур», на котором служил наш земляк Василий Степанович Агафонов – участник вышеописанных событий. Михаил Бессонов, историк-архивист

Визитная карточка
Контр-адмирал Валерий Николаевич Агафонов родился в Орловской области в 1956 году. В 1978 году с отличием окончил Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова по специальности инженер-штурман. На Северном флоте службу начал командиром электронавигационной группы штурманской боевой части атомной подводной лодки. В подплаве прошел все ключевые должности вплоть до заместителя командующего флотилией АПЛ. Ныне - начальник управления боевой подготовки Северного флота.
За плечами контр-адмирала Валерия Агафонова – четырнадцать автономных плаваний: под полярными льдами, в Индийском океане, Атлантике и Средиземном море. Он награжден орденами Мужества, «За личное мужество», «За военные заслуги», медалью «За боевые заслуги» и другими государственными наградами.

Товарищ контр-адмирал, говорят, что, как проводишь старый год, с таким настроением возьмешься за дело уже и в новом. Поэтому, зная о недавнем успехе североморцев, можно сказать, что зимний период обучения военные моряки начали с «огоньком»?
- Безусловно. По итогам минувшего года из двадцати двух призов главнокомандующего ВМФ по видам боевой подготовки десять завоевал Северный флот. Так что настроение у нас более чем приподнятое. Да и честь, оказанная флоту, требует как раз не почивать на лаврах, а, засучив рукава, с первого же дня зимнего периода обучения всерьез браться за дальнейшее совершенствование своего профессионализма.
- После завершения организационного периода «маховик» боевой подготовки на Северном флоте набирает привычные обороты и уже входит в заданный ритм. Каковы планы североморцев в новом учебном году?
- Боевая подготовка всегда начинается со сдачи первых курсовых задач экипажами кораблей. К концу зимнего периода обучения отработаем действия однородных группировок сил флота, в частности, корабельных ударных групп, корабельных поисковых ударных групп. Спланированы также дальние походы в разные районы Мирового океана для подводных лодок и надводных кораблей. Возможно, североморцам предстоит выполнить несколько визитов в иностранные порты. Правда, их график еще согласовывается в МИД России. А по завершении уже летнего периода обучения проведем сбор-поход разнородных сил флота с выполнением боевых упражнений. Надеемся, что к этому времени на ряде надводных кораблей и атомных подводных лодок закончится ремонт и они войдут в состав сил постоянной готовности.
В следующем году тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» наконец-то выйдет из судоремонтного завода и примет участие в военно-морском параде по случаю Дня ВМФ и 70-летия Северного флота. На рейд Североморска он придет своим ходом. К слову, задачи перед авианосцем на вторую половину учебного года стоят серьезные: будет работать с палубной авиацией, что называется, по полной схеме.
По-прежнему помогаем «промышленности» выводить на заданную высоту или околоземную орбиту отечественные и иностранные спутники погоды, связи. Поэтому и ныне спланированы стрельбы баллистическими ракетами с бортов подводных крейсеров стратегического назначения как по линии боевой подготовки, так и в интересах науки.
- Главком ВМФ и командующий Северным флотом объявили новый учебный год «годом повышения уровня профессиональной подготовки»…
- И поэтому главная задача для всех уровней флотской «вертикали» - не совершенствовать, как бывало ранее, методику проведения занятий по специальности, которая уже отработана десятилетиями и полностью нас устраивает. В этом году будем обращать больше внимания не на количество мероприятий, а на качество их проведения, которое зависит в первую очередь от уровня специальной подготовки личного состава, состояния техники и оружия. И промахи, которые были в прошлом учебном году, мы не должны допустить в нынешнем. К слову, грубых ошибок, связанных с авариями и поломкой военной техники, не случилось. Мелкие же недочеты в планах боевой подготовки, алгоритме проведения занятий либо учений были. И от этого, к сожалению, никуда не деться. Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Кстати, флотская учебно-материальная база позволяет эффективно проводить занятия по боевой подготовке. К примеру, сегодня с помощью тренажеров учебного центра СФ мы можем не только создать тактический фон для действий одного корабля или группировки кораблей, но и смоделировать ситуацию для отработки задач оперативного характера, максимально приблизив их к реальным действиям в море. А в Заозерске, где дислоцируется эскадра АПЛ, офицеры и мичманы местного учебного центра сами разработали прекрасный тренажер «Западная Лица». На нем экипажи подводных лодок отрабатывают массу учебно-боевых задач, в числе которых, в частности, отражение атаки надводных кораблей, соблюдение мер безопасности при выходе атомохода в море и так далее.
- Валерий Николаевич, какие проблемы довлели над Северным флотом в минувшем году и не возникнут ли они вновь? Например, по топливу…
- Как таковых острых проблем по топливу у североморцев не было: мы уложились в отведенные нам лимиты. Если в будущем году их нам урежут, трудности, конечно, возникнут. И прежде всего с выходами кораблей в море, полетами авиации. Однако ожидаем, что топлива будет даже больше.
Основная у нас проблема – это укомплектованность флота личным составом, проходящим службу по призыву. Мы не особо довольны как количеством призывников, так и качеством их общеобразовательной подготовки. Поэтому командование Северного флота пытается осуществить перевод комплектования экипажей ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ТАРКР «Петр Великий», атомных подводных лодок на контрактную основу. Но это сложный вопрос, и даже не флотского, а государственного масштаба. Так как набрать необходимое количество контрактников, да еще на конкурсной основе, мы не готовы. Причина? Она объективная: денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на матросских и старшинских должностях, так и не достигло уровня, после которого нас осадили бы толпы желающих. Конечно, мы пропагандируем престижность флотской службы в средствах массовой информации, отправляем запросы по военкоматам. Ждем результата. Но опять-таки: без повышения денежного довольствия этой категории военнослужащих все наши ожидания окажутся тщетными.
- Последние годы слышал нарекания в адрес профессиональной подготовки лейтенантов, выпускников высших военно-морских училищ. Однако мало того: придя на флот, молодые офицеры просто писали рапорта на увольнение в запас…
- В этом году по сравнению с прошлыми временами количество нежелающих служить уменьшилось в несколько раз. Почему? Лейтенант, придя на флот, видит, что его денежное довольствие после июльского повышения - достаточное по своему уровню, и у него не возникает уже мысли искать новую работу. А младший офицер сейчас получает порядка десяти тысяч, причем гарантированно, практически без перебоев и задержек. А то, что у гражданских в неделю по два дня выходных, так и мы своих людей стараемся не обижать: есть задачи – работаем, нет – устанавливаем нормальный рабочий день.
Однако сказать, что лейтенанты приходят с подготовкой, которая нас удовлетворяла бы полностью, пока нельзя. И не потому, что молодые офицеры так уж плохи сами по себе. Сложно научить курсанта работать на современной технике по плакату. Поэтому многое здесь упирается в финансирование обновления материальной базы училищ. Хотя некоторые лейтенанты приходят с багажом знаний, позволяющим им в короткие сроки освоить уже реальную корабельную технику и сдать зачеты на допуск к самостоятельному командованию подразделением.
- В минувшем году на Северном флоте две флотилии атомных подводных лодок стали эскадрами. Опять сокращаемся?
- Нет. Просто объединения по своему составу не соответствовали уже флотилиям. Новых кораблей нет, а лодки по-прежнему выводятся в резерв. Из-за изменения количества сил постоянной готовности произошла своеобразная реструктуризация.
- Резерв – это на случай военных действий, когда будем не новую лодку строить, а восстанавливать техническую готовность старой?
- Да. На строительство нового атомохода затрачивается до полугода, а из резерва те же заводы вводят в состав сил постоянной готовности десять АПЛ. Не секрет, что лодки выводятся в резерв по состоянию материальной части. Не можем же мы посылать в море людей на кораблях, на которых из-за финансовых проблем в государстве не проведены либо просрочены средние ремонты и так далее. Никто нам просто не даст такого права. Есть резервы разных категорий: у одной категории - экипаж чуть сокращен, у другой категории – сокращен больше. Но никто из подводников не списан, за бортом флотской службы не остался. У нас не хватает специалистов, мы их стараемся всеми силами сберечь.
К слову, сегодня укомплектованность сил постоянной готовности офицерским составом – 100 процентов. И это как раз за счет того, что лодка, к примеру, уходит в резерв, а офицеров с нее переводим на другие корабли.
- В этом учебном году североморцев ожидает еще какая-нибудь глобальная «реструктуризация»?
- В целом, кроме разве что мелких штрихов, большой «перестройки» не предвидится. Разве что возникнет вопрос о сокращении буквально нескольких десятков человек. Поэтому можно утверждать, что мы подошли к той структуре флота, которую от нас хотят видеть в плане всеобщего реформирования Вооруженных Сил. Но это в текущем году. А что будет дальше? Сказать сложно. Чтобы сохранить Северный флот в нынешней «форме», нужно, чтобы отток и приток кораблей в его состав были одинаковыми.
- Не первый год ходят разговоры о передаче флоту морских частей Арктического регионального управления ФПС…
- Этот вопрос рассматривается уже года три-четыре. Однако деятельность морских пограничников ближе к специфике в целом пограничной службы. Я считаю, что в случае необходимости они все будут у нас и будут выполнять задачи в интересах флота. Потому что какая там уж охрана границы, если встанет вопрос о судьбе самого государства. Но при деятельности флота в мирное время их задачи с нашими не совпадают. Это нонсенс, если североморцы начнут еще отлавливать браконьеров. Иное дело, когда речь идет о совместных действиях.
Отработка взаимодействия – это серьезный вопрос, на который с каждым годом все больше обращаем внимание. В наступившем учебном году, как и в 2002-м, мы вновь привлечем для участия в сбор-походе и пограничников, и суда Мурманского морского пароходства, которые на случай боевых действий из «гражданских» должны превратиться, к примеру, в тральщики с военными командами. А сейчас брать Северному флоту на себя неспецифические функции, я считаю, не нужно.

Лаптев Валентин Александрович. Окончание.

«Десант доставить сухим!»

В порт Лиинахамари 14-го октября 1944-го наши войска десантировались с торпедных катеров. На борту каждого - по пятьдесят морских пехотинцев.
- Прошли «коридором смерти» внутрь бухты, - вспоминает Валентин Александрович. - Немцы вели огонь из береговых батарей. Пирс был разбит снарядами. С катера в ледяную воду спрыгнули боцман Зимовец и трое матросов, на руках держали трап. У нас был приказ: «Десант доставить сухим!»
Чудом вырвались живыми из-под огня немецких береговых батарей. Катеру хватило бы и одного попадания.

«Прощай, сестренка»

В феврале 1945-го наши катера сопровождали транспорт «Онега» на остров Шпицберген.- На транспорте было много наших девчонок, их везли на работы, - вспоминает Валентин Лаптев. - Немецкая акустическая торпеда попала транспорту под гребной винт. Корабль встал на попа и тут же пошел на дно. Мы пытались спасти утопающих, но бесполезно: в ледяной воде они тонули почти мгновенно.
Один из матросов катера увидел среди утопающих родную сестру. Эта их случайная встреча оказалась последней. Девушка никак не могла схватить брошенный ей конец троса.
- Мы, бессильные что-нибудь сделать, провожали ее взглядами метров тридцать в глубину, пока она не скрылась в пучине, - вспоминает те горькие минуты Валентин Александрович.

«Не надо мне вашего шоколада…»

Катерников в походе кормили хорошо: в день 100 граммов шоколада, 50 граммов масла, 70 граммов сыра, 400 граммов отборного мяса, 100 граммов водки. Но все эти калории ледяной ветер выдувал из тел быстро.
- Нам очень завидовал Павел Бородулин, пушкарь из плавбазы, - вспоминает Валентин Лаптев. - Мечтал тоже каждый день шоколад есть. Уговорил командование перевести его на катер. Сходил с нами в море один раз и убежал обратно: «Не надо мне вашего шоколада, я жить хочу!» Мы как раз глубинными бомбами немецкую лодку глушили. Катер трещал от каждого разрыва за кормой.

Четверть погибли в боях

В апреле 1945-го командир катера приказал Валентину Лаптеву: «Бегом в клуб бригады!»
- В зале полно народу, вдруг слышу свою фамилию, - рассказывает Валентин Александрович. - Не помню, как шел к трибуне, слышу, как командующий флотом адмирал Головко мне что-то говорит. Прибежал на катер - «Ну что?», - спрашивают, я кулак разжал - орден Красной Звезды.

А потом было еще пять лет службы на катерах в холодных северных морях. Уходил из дома мальчишкой, вернулся закаленным войной, морем и Севером мужчиной.
Из 1200 горьковчан, ставших в конце войны юнгами, четверть погибли в боях, многие потом умерли от ран или их последствий. Из уцелевших почти все связали свою жизнь с флотом, многие стали старшими офицерами, несколько человек - адмиралами.
- А сейчас нас всего пятьдесят девять, - сказал председатель Нижегородского отделения всероссийского совета юнг ВМФ Валентин Лаптев.

Леонов Виталий Викторович

Три года войны наши юнги хлебнули,
Три года мальчишки взрослели в боях,
Над многими волны морские сомкнулись,
На вечные стали они якоря...

Эти строки принадлежат Виталию Леонову - в годы Великой Отечественной войны юнге Северного флота, в мирные послевоенные дни - киноартисту, к сожалению, ныне покойному. Родились стихи в 1972 году, в день открытия на Соловецких островах памятника юнгам-северянам, павшим в морских сражениях с фашистами. - Мальчики с бантиками

Исполнитель эпизодических ролей в фильмах «Белый Бим чёрное ухо», «Сибириада», «Они сражались за Родину», «Байка», «Пока бьют часы», «Небеса обетованные», «Про бизнесмена Фому». Играл деревенских мужичков или разного рода мастеровых.
Виталий Леонов пришёл в кино из самодеятельности. Окончил студию при театре Северного флота и впоследствии стал внештатным актёром Театра-студии киноактёра, где выступал в небольших ролях и массовых сценах.
Внешность Леонова не располагала к ролям героев или передовиков производства, актёр использовался в основном в комедиях или военных фильмах. Играл пьяниц, работяг, проходимцев, разбойников, солдат - наших, и немецких...

"Мальчишку звали Капитаном" (1973)

"Совесть" (1974)

"Это мы не проходили" (1975)

"Дни хирурга Мишкина" (1976)

"Вечный зов" (1973-1983)

"Следствие ведут Знатоки. Дело N13. До третьего выстрела." (1978)

Леонтьев Алексей

«Юнги с Урала». - Юность опалённая войной. Авторы проекта: юные военкоры ПОДЦ "Восхождение"- Владимир Ильиных, Алексей Бакланов.

На Южном Урале есть малолетние беспризорники, но проблем с ними нет. Московские беспризорники. Если встретите, не пытайтесь вступить в контакт. Какая "война" их-то опалила? Риторический вопрос.

Из воспоминаний Алексея Леонтьева, Соловецкого юнги 1 набора:

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.