Беседа на тему «Фрукты» в старшей – подготовительной группе. Ход совместной деятельности воспитателя с детьми. Тема: Зима. Зимующие птицы

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: воспитатели, родители, дети логопедической подготовительной группы.

Образовательные области: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают и тому подобное. Участие детей в проекте «Овощи» позволит максимально обобщить и обогатить знания и представления об овощах и их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей

Цели:

1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Овощи»;

2. Обогатить представления об овощах, выращиваемых в регионе (томат, тыква, баклажан, репа, свекла, лук, капуста);

3. Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, величины, цвета);

4. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;

5. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.

Основные направления реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, коммуникация, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественное творчество, рисование, познание, конструирование.

Этапы проекта:

Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление поделок из овощей «Сказка с грядки»;

Развлечение «Литературный вечер»;

Физкультурный досуг «В гостях у бабушки Матрёны»;

Коллективный труд «Праздник урожая»;

Посадка и наблюдение за ростом рассады овощей;

Выставка детского рисунка «Мой огород».

Предварительная работа:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;

2. Рассматривание репродукций картин – «Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);

3. Чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых», рассказа Н. Носова «Огурцы» и т.д.;

4. Прослушивание аудиозаписи сказки «Чипполино»;

5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста»;

6. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Приходите в огород»;

7. Дидактические игры – «В огороде у козы Лизы», «Повар и овощи», «Сбор урожая»;

8. Выполнение группового коллажа «Наш богатый огород».

Обеспечение: настольно-печатные игры;специальная методическая литература – Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников»; аудиозаписи по теме.

Предполагаемый результат:

– Знать и называть овощи, их части;

– Владеть обобщающим понятием;

– Определять на ощупь и по вкусу, узнавать по описанию;

– Находить сходства и различия по нескольким признакам;

– Составлять описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;

– Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму;

– Уметь совместно с родителями находить оригинальные решения в создании поделок из овощей.

Продукты проектной деятельности: выставка работ из овощей «Сказка с грядки» и создание коллажа «Наш богатый урожай».

Презентация проекта: итоговое мероприятие.

Конспект НОД для занятий с детьми логопедической подготовительной группы «Это дома мы – ребята, а с Незнайкой – поварята!»

Цели:

1. Закрепить знания детей о том, где растут овощи, как их убирают и как употребляют в пищу.

2. Упражнять в употреблении глаголов действия и глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей.

3. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить придумывать описательные рассказы.

Материалы и оборудование: фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей; муляжи или свежие овощи; нарезанные маленькими кусочками овощи; Игрушка Незнайка.

Ход НОД:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришел Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Решил я для своих друзей «Праздник урожая» устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего я, Незнайка, не знаю! К вам пришел за помощью, смотрите, сколько всего принес. Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета и какой формы.

Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой – фрукты.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, где растут овощи?

Незнайка: Нет, конечно!

Воспитатель: Ребята, какие овощи растут в земле? (Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе овощи.)

Незнайка: Какие овощи растут на грядке? (Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе овощи.)

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают. Начали! Помидоры – срывают, лук – выдергивают, баклажаны – срезают, репу – выдергивают, тыкву – срезают, морковь – выдергивают, капусту – срезают, огурцы – срывают, горох – рвут, чеснок – выдергивают, картофель – выкапывают, свеклу – выдергивают, кабачки – срезают.

Незнайка: Прежде чем начать готовить что-нибудь из овощей, что надо делать? (Ответ детей: мыть.) Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей.) А какие овощи нужно почистить? (Ответы детей: репу, свеклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель.) И все сразу варят? (Ответы детей: нет.)

Воспитатель: Не торопись, Незнайка. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (Помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь.) А что можно из них приготовить? (Салаты.) Какие овощи можно есть и сырыми и вареными? (Капусту, морковь, помидоры, репу.)

Незнайка: Что можно приготовить на первое? (Овощной суп.) Из каких овощей его готовят?

Воспитатель: А какую зелень мама в овощной суп добавляет? (Петрушку, укроп.)

Незнайка: На второе что приготовить? Кашу можно? А котлеты? (Морковные, капустные, свекольные.) Из картофеля что можно приготовить? А из капусты? Прекрасно, но у нас столько овощей, много еще останется. Что же с ними делать? (Засолить.)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем Незнайке, как солить капусту.

Физкультминутка.

Мы капусту рубим,

(произносят хором, «рубят»)

Мы капусту трем,

(произносят хором, «трут»)

Мы капусту солим,

(произносят хором, «солят»)

Мы капусту жмем.

(произносят хором, «жмут»)

Воспитатель. Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем будет, и давайте поиграем в огород.

Дети:

Есть у нас огород,

Там морковка (редиска, свекла) растет –

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Ты, морковь (редиска, свекла),

Сюда спеши,

Ты немного попляши.

Под веселую музыку пляшут сначала дети-морковки, затем дети-редиски.

Воспитатель: Теперь все поспешите, в гости приходите.

Незнайка: А я вам вкусный сюрприз приготовил. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща, а вы мне расскажите, что попробовали.

Незнайка раздает детям кусочки овощей. Каждый ребенок рассказывает об овоще, который он попробовал.

Незнайка: Спасибо, ребята! Сегодня я узнал много интересного и многому научился.

Стал я поваром сегодня:

Чищу, режу и варю.

С корочкой картошку жарю…

Как готовить точно знаю!

Могу сварить я вкусных щей,

Слепить котлет из овощей.

Мои друзья будут довольны. До свидания!

Конспект НОД для детей логопедической подготовительной группы «Овощи – живые витамины»

Цели:

1. Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).

2. Учить находить сходства и различия (по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь).

3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.

4. Закрепить употребление в речи предложений со значением противопоставления.

5. Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.

6. Воспитание культуры поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу... Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла... Ох!

Воспитатель: Что принесла хозяйка с базара?

Дети называют овощи, логопед достает их из корзины.

Воспитатель: Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2. Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают. Капусту срубают. Картошку выкапывают. Огурцы, помидоры, перец срывают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

3. Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина). Сравнение моркови и свеклы, огурца и помидора, тыквы и кабачка.

4. Игра «В огороде у козы Лизы»

Воспитатель: Коза Лиза пошла в огород собирать овощи, давайте поможем ей.

Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы «какой?» и «какая?».

– Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т.д.

5. Игра «Большой – маленький»

Огурец – огурчик.

Помидор – помидорчик.

Чеснок – чесночок.

Перец – перчик и т.д.

Физкультминутка

Плавно идет капуста,

Осторожно идет редиска,

Важно шагает помидор,

(дети имитируют движения)

Легко бежит горошек,

Не спеша вышагивает редька,

Вприпрыжку спешит морковка,

Маршируют огурцы-молодцы.

6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»

Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

7. Игра «Назови, какой это сок?»

Дети становятся в круг, логопед бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «огуречный».

Томат – томатный, морковь – морковный, свекла – свекольный, капуста – капустный, тыква – тыквенный.

8. Игра «Составь предложение»

Помидор круглый, а морковка – …

Огурец овальный, а тыква – …

Лук горький, а морковка – …

Помидор кислый, а чес нок –…

Огурец зеленый, а помидор – …

9. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко». Узнавание овоща по описанию.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора)

Белобока, круглолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её… (капуста)

Пушистый и зеленый хвост

На грядке горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

«Вылезай на свет …» (морковка)

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые… (огурцы)

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… (горох)

10. Игра «Мы считаем»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять –

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

Посчитай-ка их, сумей!

– Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

– Два огурца. (Счет в игре идет до пяти.)

11. Итог.

Воспитатель: О чем мы с вами говорили? Где растут овощи? Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я приглашаю вас за стол – отведать дары осени!

Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с логопедом вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!

Литературный вечер для детей логопедической подготовительной группы «Овощи наши чудесные»

Цели:

1. Создать у детей радостное, эмоционально положительное настроение.

2. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

3. Закреплять знания детей об овощах (названия овощей, их части), обогатить словарь за счет обозначения качеств.

4. Развивать слуховое восприятие, логическое мышление и связную речь.

Ход развлечения:

Воспитатель в костюме Осени приветствует детей: Здравствуйте, дети! Я пришла сегодня к вам в гости, угадайте, как меня зовут?

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я – … (осень)

– Сейчас у меня много дел, везде нужно успеть. Хотите узнать, откуда я к вам пришла?

Дети: Да!

– Я была в Цветочном городе, где живут Незнайка и его друзья. Так вот, жители этого города убирали урожай, и Незнайка (показ иллюстрации) решил для своих друзей «Праздник урожая» устроить. Он решил написать стихи и загадки, сказки об овощах рассказать. Но ничего у него не получилось, и все малыши начали над ним смеяться. Мне стало его жалко, и я решила обратиться за помощью к вам. Поможете?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Овощи-фрукты»

– Для начала помогите мне разобраться, где здесь овощи, а где фрукты?

В корзине у Осени муляжи овощей и фруктов. Дети берут по одному предмету и раскладывают на два разных подноса.

Чтение стихотворений.

– А теперь мне интересно, знаете ли вы стихи о сборе урожая?

Е. Благинина «Приходите в огород»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород –

Здесь так интересно.

В. Волина «Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат.

Наша грядка – просто клад!

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

3. Загадки

– Ну, а теперь конкурс загадок.

Дети по очереди загадывают выученные дома загадки.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней …

(Помидора)

Пушистый и зеленый хвост

На грядке горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

«Вылезай на свет …»

(Морковка)

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился …

(Горох)

Белобока, круглолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её …

(Капуста)

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые …

(Огурцы)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Бела, рассыпчата, вкусна,

И на столе всегда она.

(Картошка)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

Он из тыквенной родни.

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем …

(Кабачок)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я …

(Свекла)

Не едят меня сырым,

Лучше ешьте жареным!

У меня синий кафтан.

А зовусь я …

(Баклажан)

После того как дети отгадают, ребенок, загадывавший загадку, показывает ответ-картинку.

– Молодцы, ребята, много интересных загадок об овощах загадали, а знаете ли вы сказки об овощах? (Ответы детей.)

4. Викторина по сказкам.

– С кем делил мужик вершки и корешки?

– За каким овощем отправилась Алёнушка из сказки «Пых»?

– Чипполино это тоже овощ. А какой?

– Какими овощами бросались мальчики в «живую шляпу»?

– С помощью какого овоща лиса уговорила Петушка выглянуть в окошко?

– Вытаскивая какой овощ, дед позвал себе на помощь пять персонажей?

5. Игра-драматизация сказки «Репка»

Детям предлагается вспомнить героев сказки, распределить роли, выбрать необходимые атрибуты – элементы костюмов, характеризующие героя, которого выбрал ребенок.

Проводится игра-драматизация.

Итог

Осень, в роли которой воспитатель, подводит итог развлечения, хвалит детей и читает им сказку.

Сказка о том, как овощи воевали:

Прибежал голодный заяц в деревню. Хочет в огород шмыгнуть, да Полкана боится. Стал Заяц вокруг огорода скакать, овощей на войну подбивать.

– Эй, братцы-овощи! Выходите скорей на побоище! Вас много, а я один, да и то – трус.

Отвечает Огурец:

– Я большой семьи отец, не пойду на войну.

Отвечала репка:

– Я в земле засела крепко, не пойду на войну.

Отвечал Помидор:

– Мне не выйти за забор, не пойду я на войну.

Отвечала Свекла:

– Я толста и квекла, не пойду на войну.

Так все и отказались. Вышли только три воина: Лук, Чеснок, и Перец. Испугался их Заяц и в лес убежал.

Воспитатель: Эти воины помогают нам сражаться против простудных болезней. Именно их я и принесла вам в подарок, чтобы вы не болели, росли сильными и крепкими, а еще я хочу угостить вас соком чудесного овоща – моркови. Как называется этот сок? (Морковный.)

Дети пьют сок. Развлечение закончено.

Конспект физкультурного досуга для детей логопедической подготовительной группы «В гостях у бабушки Матрены»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, коммуникативные способности, волевые и нравственные качества.

Ход:

После построения и приветствия педагога в спортивный зал входит бабушка Матрёна.

Матрена: Здравствуйте, что вы тут делаете? А разве это не рынок? Ой-ой-ой, все я перепутала. Я ведь овощи на продажу несу. (Обращает внимание детей на корзину с овощами.) Но вы, я гляжу, дети хорошие, вежливые, мне даже порадовать вас захотелось. Только просто так я вам свою корзинку не отдам. Сначала докажите какие вы ловкие и умелые. Преодолейте все трудности да препятствия, какие я по пути на свой любимый огород преодолеваю.

Дети идут друг за другом вдоль площадки, преодолевая препятствия: перешагивают через барьеры, пролезают в «туннель», прыгают из обруча в обруч. Затем встают в шеренги и под музыку выполняют разминку (комплекс ритмической гимнастики).

Матрёна: Ну что ж, молодцы! На огород пришли. За каждый мой овощ я прошу плату, сыграйте-ка в игру, если сможете, овощ ваш.

1. Подвижная игра «Овощи»

Как-то вечером на грядке

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Репа, свекла, редька, лук

(в центре круга – водящий с завязанными глазами)

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

(останавливаются, крутят водящего)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

(разбегаются, приседают)

Ну, а ты иди искать!

(водящий ищет)

2. Эстафета с морковью

Дети поочерёдно проходят дистанцию: перепрыгивают через барьеры, пролезают в тоннель, берут морковку и несут её в корзину.

3. Подвижная игра «Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох.

(Дети становятся в круг. Изображают «посев» гороха.)

Был горох совсем не плох.

(Топают ногами, ребенок-дед тоже топает.)

Круглый, звонкий, желтый, гладкий.

(Круг руками, хлопки, скользящие движения ладонь о ладонь.)

Очень ровный, очень сладкий.

(Топают ногами, гладят живот.)

Вдруг упал мешок с горохом!

(Наклоняются, разводят руками.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе –

Раскатился по избе!

На последнем слове считалки дети разбегаются по площадке, «дед» начинает пятнать детей. Запятнанный ребенок становится «горошиной». Следующий запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

4. Игра малой подвижности «Горячая картошка»

Дети становятся в круг. Выбирают водящего. Он выходит в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Кому-либо из играющих дается маленький мяч (картошка), и дети передают его по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого «картошка». Он произносит: «Руки!», и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет «картошку» и становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.

5. Итог

Бабушка Матрёна: Молодцы, ребята! Вы ловкие, быстрые, дружные. С удовольствием оставлю вам все овощи, может быть, вы винегрет сделаете и меня угостите.

Оставляет детям какое-нибудь угощение и прощается.

Конспект занятия по коллективному труду для детей логопедической подготовительной группы «Праздник урожая»

Цели:

1. Учить детей умению планировать трудовую деятельность, подбирать необходимое оборудование и материалы, прогнозировать результат труда.

2. Закреплять трудовые навыки и умения.

3. Продолжать развивать самостоятельность в организации труда (самостоятельно выбирать звеньевых, распределять и контролировать работу внутри звена).

4. Воспитывать трудолюбие, творчество и фантазию.

5. Помочь детям получить положительные эмоции от трудовой деятельности и полученного результата.

Материалы и оборудование: карточки моделирования, тазики с водой, тряпочки, поддоны, тарелки из небьющегося материала, варёные и свежие овощи для бутербродов, хлеб, сметана, посуда для сервировки стола.

Ход:

I. Организационный момент.

Воспитатель в костюме бабушки Матрёны: Снова в гости к вам пришла. Помню, ребята, вы дружные, ловкие, обязательно мне поможете. А случилось у меня вот что. Собрала я большой урожай овощей и решила устроить «Праздник урожая». Пригласила гостей, да силы не рассчитала. Одна не справляюсь, поможете мне на стол накрыть да угощение приготовить?

II. Планирование трудовой деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что нам нужно сделать? Как накрывают праздничный стол, как готовят угощение?

– Организовать всю работу нам помогут эти карточки.

1. Нужно поставить цель. Что мы будем делать? (Мыть посуду, готовить бутерброды.)

2.Что нам необходимо для работы? Какие материалы и оборудование?

3. Какие трудовые действия мы будем выполнять?

4. Предполагаемый результат труда. Что мы хотели бы получить?

Прежде чем начинать работать, давайте вспомним наши правила труда.

1. Перед началом работы нужно закатать длинные рукава и надеть фартуки. Детям, готовящим бутерброды и сервирующим стол – помыть руки с мылом.

2. Работать нужно аккуратно, соблюдая правила безопасности.

3. Во время работы нельзя отвлекаться и мешать другим.

4. Если ты выполнил свою работу, помоги своему товарищу.

5. По окончанию работы необходимо убрать своё рабочее место.

III. Трудовая деятельность.

Дети делятся на звенья, выбирают звеньевых.

Воспитатель выясняет имена звеньевых, просит детей объяснить свой выбор и распределяет работу между звеньями.

Воспитатель предлагает детям взять недостающее оборудование, приготовиться к началу работы (звеньевые распределяют работу внутри звена).

Во время труда детей звучит негромкая энергичная музыка.

После окончания работы дети убирают свои рабочие места, сервируют стол. Вместе с воспитателем оценивают свой труд (сидя на стульчиках).

Звеньевым предлагается оценить работу отдельных детей и всего звена.

Воспитатель подводит итог, подтверждая, что получили предполагаемый положительный результат.

Воспитатель произносит пословицу о труде «Была бы охота – заладится и всякая работа» и предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о труде, которые они знают.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Сперва думай, потом делай.

Умелые руки работы не бояться.

Сломать легко, сделать трудно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Бабушка Матрёна благодарит детей за помощь в приготовлении к празднику и предлагает вместе отпраздновать. Дарит большой кабачок, внутри которого спрятаны сладости.

Воспитатель: Мы раскроем кабачок, угощай себя, дружок.

Занятие окончено.

Итоговое мероприятие образовательного проекта «Овощи»

Цели:

1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе образовательного проекта «Овощи».

2. Обобщить и обогатить представления об овощах, произрастающих в регионе.

3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах.

Оборудование: схемы-подсказки (осенние явления, что нужно для роста овощей); аудиозаписи; кукла Пугало; дидактическая игра «Четвертый лишний»; шапочки овощей (морковь, чеснок, свекла, помидор, горох, огурец, капуста); шапочки витаминов (А, В, С).

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Воспитатель: Что происходит в природе осенью? (Ответы детей). Назовите признаки осени. Что делают люди осенней порой на своих приусадебных участках? (Беседа сопровождается показом схем-подсказок.)

2. Обобщение знаний об овощах.

Раздается телефонный звонок. Воспитатель обращает внимание детей на звонок. Звучит аудиозапись.

– Алло, ребята, это я, Пугало. Скорее, скорее, помогите мне помирить овощи, прекратите их спор.

Воспитатель: Поможем Пугалу?

Дети: Да!

Воспитатель: А как называется место, где растут овощи и где работает Пугало? (Ответы детей: огород.)

Ребенок читает стихотворение Е.Благининой «Приходите в огород».

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород –

Здесь так интересно.

Воспитатель: Хотите вместе со мной отправиться в гости к овощам? А дальней дороги не испугаетесь? Ну, тогда в путь! А довезет нас до огорода наш музыкальный автобус. Займите свои места. (Смотрите песенки-игры Е.Железновой.)

Дети под музыку двигаются по залу и проговаривают текст, сопровождая его ритмическими движениями.

Вот мы в автобусе сидим, сидим, сидим

(имитируем руль в руках)

И из окошечка глядим, глядим, глядим!

(руками делаем «окошко»)

Глядим назад, глядим вперед:

Вот так вот, вот так вот!

(повороты головой)

Ну что ж автобус не везет, не везет?

(приподнимаем плечи)

Колеса закружились –

Вот так вот!

(вращение руками)

Вперед мы покатились –

Вот так вот!

(шаги вперед)

А щетки по стеклу шуршат –

вжик, вжик, вжик!

(движение руками вправо-влево)

Все капельки смести хотят –

Вжик, вжик, вжик!

И мы не просто так сидим –

Би-би-би!

(нажимаем на «гудок»)

Мы громко-громко все гудим –

Би-би-би!

Воспитатель:

Впереди огород.

Осторожно иди!

Овощи ты не помни!

Кто стоит там у забора?

Не Маланья, не Федора.

Что-то непонятное,

Не совсем приятное.

Выставляется картинка или игрушка Пугало.

Ребенок: Вот какое пугало!

Из соломы голова,

Нарисованы глаза,

Руки, ноги – палки.

Пусть боятся галки.

Воспитатель: Давайте покажем ему, что мы не зря сюда приехали.

Составление рассказа по картинке «Как надо ухаживать за овощами, чтобы они выросли на огороде» (участвуют два-три ребенка).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, что лишнее нарисовал художник? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на пугало и овощи, нарисованные фоном за ним.

В огороде пугало,

Пугало стоит.

Овощи нам пугало

Рвать с грядки не велит.

Звучит ускоренная запись непонятных слов и звуков.

Воспитатель: Что это за шум? А-а, это, наверное, спорят овощи. Как же нам их понять? что они говорят? Превратимся сами, станем овощами!

Дети-участники надевают за ширмой шапочки, не участвующие дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Сколько разных овощей

Спорят, кто кого важней!

Морковь:

Вы ответьте мне по чести,

В вашей не нуждаюсь лести:

Главный овощ – я, морковка?

В ротик прыгаю так ловко…

Лишь во мне есть витамин –

Очень нужный каротин.

Чеснок:

Не хвались ты каротином!

Я – от гриппа и ангины,

От простуды и от хвори.

Съешь меня – не будет боли!

Свекла:

Чесноку не верьте, дети!

Самый горький он на свете.

Я – свеколка, просто диво,

Так румяна и красива!

Будешь свеклою питаться –

Кровь вся будет очищаться!

Морковь (презрительно):

Очищается вся кровь…

Главный овощ я – морковь!

Вот и огурец туда,

Ну и «вкусная» еда!

Огурец:

Что? Огурчик вам не нужен?

Без него ну что за ужин?

И в рассольник, и в салат –

Огуречку каждый рад!

Капуста:

Я – капуста, всех я толще,

Без меня не сваришь борщик.

И салат, и винегрет

Дети любят на обед.

И притом учтите, дети:

Главный овощ я в диете!

Горох:

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Это я – Горошек.

Помидор:

Вы кончайте глупый спор.

Всех важнее помидор!

Раскрасавец хоть куда,

Я не овощ, а звезда!

Воспитатель обращается к сидящим на стульчиках детям: Ах, вот в чем дело!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И судить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

Все – молодцы! В каждом своя польза для здоровья человека, свой витамин.

Витамины, выходите!

Про себя нам расскажите.

Витамин A: Я, витамин A, очень важен для зрения, еще меня зовут витамином роста.

Кто меня в друзья берет,

Тот растет, растет, растет…

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку!

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Воспитатель: А еще витамин A содержат сладкий перец и петрушка.

Витамин B: Я, витамин B, помогаю сердцу, регулирую обмен веществ в организме.

Очень важно спозаранку

Есть на завтраки овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Воспитатель: Витамин B вы можете найти в горохе.

Витамин C: Я, витамин C, укрепляю ваш организм.

От простуды и ангины

Помогаю я всегда!

А найдете вы меня в луке, капусте и редиске.

Воспитатель: Посмотрите на наше пугало.

Никогда не унывает

И улыбка на лице,

Потому что принимает

Витамины A, B, C.

Танец «Пугало» (Смотрите песенки-игры Е.Железновой.)

В саду уснули птички, легли котята спать,

(дети медленно качаются стоя)

А пугало вскочило и стало распевать:

Я всю ночь стою, качаюсь, на мне шляпа и пиджак!

(локти на уровне плеч, плечи напряжены, предплечья и кисти расслаблены)

Я вот так машу руками,

(повороты вправо-влево)

Я ногой трясу вот так!

(Движения ногой.)

В пруду уснули рыбки, легли лягушки спать,

Давно уснули дети, легли игрушки спать,

А пугало вскочило и стало распевать…

Воспитатель – Теперь давайте поможем Пугалу собрать урожай.

Речь с движением «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем.

(Маршируют.)

Мы морковки натаскаем

(«Таскают».)

И картошки накопаем.

(«Копают».)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показывают круг руками 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут».)

И вернёмся по дорожке.

(Маршируют.)

Воспитатель после окончания слов достает из-за ширмы и раздает детям корзинки с овощами. Возвращаются в детский сад под песенку-игру «Автобус».

Сюжетно-ролевая игра «Консервный завод»

Воспитатель: Дети, у нас с вами хороший урожай овощей, но как нам его сохранить? Что делают ваши мамы? (Консервируют, солят огурцы и помидоры.) Вот и мы с вами поиграем в игру «Консервный завод». Давайте подумаем, кто справится с ролью директора? Он будет отвечать за работу всего завода. А кто станет заведующим овощехранилищем? (Предложения детей.) Еще нам нужен шофер, который будет перевозить овощи из овощехранилища в цех обработки. Кто будет работать в цехе обработки и мыть овощи? Нужно два человека. (Предложения детей.) Кто хочет работать в главном цехе переработки? В цехе нужно много людей. Один человек достает банки и протирает их чистой салфеткой, двое наклеивают этикетки на банки, еще один заполняет банки овощами и ставит их на ленту, имитируя движение банки по конвеерной ленте, другой человек закрывает банку крышкой, еще один ставит готовую продукцию в коробки и еще один увозит ее на склад.

Дети распределяют роли. «Директор» по телефону следит за производством, воспитатель берет на себя роль главного технолога.

В конце игры «директор» по телефону узнает об объеме готовой продукции, делает вывод о готовности заказа, приглашает всех работников в кабинет и благодарит их за выполненную работу.

Воспитатель подводит итог.

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах.

Вы знаете, что такое фрукты?

Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Давайте вместе вспомним ваши любимые фрукты.

Правильно! Это румяные яблоки, сочные душистые груши, голубовато-синие или желтоватые сливы, ароматные абрикосы, оранжевые апельсины и мандарины, полные алых зерен гранаты, кислые желтые лимоны, сладкие бананы, темно- красные вишни, сладкие черешни.

Фруктов очень много —- их все и не перечислишь!

Многие из них растут в наших садах. Это яблоки, сливы, груши, вишни. Другие фрукты любят яркий солнечный свет и влагу и растут в южных районах нашей Родины — апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, черешня.

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стран, их привозят даже с других континентов, например, бананы. Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Послушайте стихотворение.

Фрукты — радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Фрукты — радость для ребят,

Их в садах для вас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Где садоводы выращивают фрукты?

Верно! В садах.

Прекрасны весной фруктовые сады! Бело-розовой дымкой окутаны сливы; кружевные накидки, будто связанные искусными мастерицами, набросили вишни; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Шмели уже покинули зимние норки, прилетели в сад, привлеченные сладким медовым ароматом цветов, и помогают садоводу, опыляя деревья. Кружатся над цветами и золотистые пчелки. Неутомимые труженицы собирают цветочный нектар и пыльцу, перелетая с цветка на цветок, опыляя фруктовые сады.

Опытные садоводы во время буйного цветения расставляют между деревьями в саду пчелиные домики — ульи.

Послушайте стихотворение.

Медовая цветень

Цветенью медовой

Манят пчел сады.

Шепчет сад фруктовый:

«Прилетайте, пчелы,

Беритесь за труды!

И пыльцы частицы

И цветов нектар —

Все вам пригодится,

Все возьмите в дар!

Пчелки, прилетайте,

Пейте сладкий сок,

Меж цветов порхайте,

Дружно опыляйте

Золотой цветок!»

В старину крестьяне говорили: «Пчела летает, золотыми ключами лето отмыкает». И примечали, что раз из улья пчела вылетела, больших морозов уже не будет, солнце повернуло на лето.

Послушайте стихотворение.

Золотые ключи

Покружись-ка, пчелка,

На просторе,

Полети-ка, пчелка,

За синее море,

За горы крутые,

За леса густые,

Принеси с собою

Ключи золотые.

Отомкнем ключами

Мы красное лето,

Теплыми лучами

Будем обогреты.

Чтобы привлечь в сад шмелей и пчел, садоводы прибегают к такой хитрости: разводят мед водой и получившимся раствором опрыскивают сад.

Когда цветы деревьев уронят лепестки на землю, на их месте образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастает спелый плод: зарумянятся бока яблок, нальются алым соком вишенки, темно-лиловыми с голубым налетом станут сладкие сливы.

Однако чтобы вырастить ароматные сладкие фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и зимой. Каждый месяц приносит свои заботы!

В зимние морозные дни снег, если его выпало немного, нужно подгребать к стволам деревьев, чтобы защитить корни от вымерзания. А после обильного снегопада, особенно если снег влажный, тяжелый, его обязательно нужно стряхнуть с ветвей. Если вокруг деревьев метели намели высокие сугробы, снег возле стволов надо притаптывать. Садоводы делают это, чтобы мыши и зайчишки не прогрызли кору фруктовых деревьев.

Но вот дни становятся длиннее, ярче синеют небеса, с крыши капает первая мартовская капель. Значит, пришло время готовить домики-скворечники и дуплянки для птиц. Скоро они вернутся в родные края, запоют весенние песни и станут помогать садоводам — уничтожать вредных для плодовых деревьев гусениц, бабочек и жуков.

Ученые считают, что самые первые домики для скворцов появились в Индии. Их делали из высушенных тыкв и развешивали на деревьях. В Европе 500 лет назад скворечники изготовляли из обожженной глины в форме кувшина, плоского с одной стороны. Но еще раньше жители старинного русского города Новгорода мастерили дуплянки для утки-гоголя и расставляли их по берегам рек. Утки с удовольствием селились в этих долбленых колодах* и выводили там утят.

Самый первый деревянный скворечник в виде небольшого домика с крышей появился на Руси. В старину скворечник нередко бывал самым настоящим произведением искусства. Из бревнышка с полостью посередине вырезали фигурки людей и раскрашивали их. Из досок сооружали подобие домика с двускатной крышей, балконом перед летком, украшенным резьбой. В южных районах Руси в прежние времена нередко мастерили скворечники из бересты.

В коллекциях Государственного исторического музея в Москве и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранятся старинные скворечники как произведения народного искусства.

А вы помните как выглядит современный скворечник?

Чаще всего это небольшой теремок из дерева или дуплянка. В некоторых странах для птиц делают гнездовья, отлитые из цемента с опилками в качестве наполнителя.

Важно не только смастерить хороший, удобный скворечник, но и повесить его так, чтобы в нем поселились птицы. Скворечник должен быть слегка наклонен вперед, недоступен для кошек и укреплен в развилке между верхними крупными ветками кроны дерева.

В апреле, когда начинается бурное таянье снегов, у садоводов новые заботы — они прорывают в саду неглубокие канавки, чтобы отводить талые воды. А когда весь снег сойдет, перекапывают землю, удаляют засохшие ветки, сучки, лишнюю поросль и вносят удобрения.

Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры, старых пнях, под упавшей сухой листвой. Бабочки — огневки и стеклянницы, тля и листовертки, а также паутинные клещи и плодожорки — опасные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев. Поэтому садоводы опрыскивают сад настоями растений, которые отгоняют вредных насекомых: горькой полыни, пижмы, тысячелистника, луковой шелухи, календулы и чеснока. Кроме того, эти растения выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие микробов.

Запах некоторых цветов не нравится вредным насекомым, поэтому садоводы разбивают в садах грядки с календулой, бархатцами, душистым табаком, садовыми ромашками.

Чтобы отвадить грызунов — мышей-полевок, крыс, портящих кору плодовых деревьев, опытные садоводы сажают в саду кусты бузины или ольхи. Грызунам запах этих кустарников не по вкусу, и они уходят из сада.

Кроме птиц, помогают садоводам справиться с вредителями ежики, поедающие личинок жуков и слизней, а также лягушки и жабы.

Летом садоводы тоже ухаживают за плодовыми деревьями: рыхлят землю, поливают, подкармливают растения удобрениями, скашивают траву в междурядьях. Чтобы ветви деревьев не сломались под тяжестью плодов, под них подставляют деревянные подпорки.

Народ примечает: «Летом плоды и по ночам зреют!» Ведь летние ночи теплые, светлые, короткие, заря с зарею сходится.

Послушайте стихотворение.

Июльская ночь

Ночь июльская светла,

Сад окутан мглою.

Дремлет месяц из стекла

Над речной волною.

Ночь ступает по земле,

Словно тень, неслышно.

Розовеют в теплой мгле

Яблоки и вишни.

В лунном свете у воды

Серебрятся ивы,

Как фруктовые сады

По ночам красивы!

Но вот и пришло долгожданное время сбора урожая. В саду сначала собирают упавшие плоды — падалицу. Совсем сгнившие проваривают в ведре и зарывают в землю, спасая сад от насекомых, спрятавшихся в гнилых яблоках, грушах, сливах. Из здоровых плодов готовят варенье, компоты, повидло и джемы.

Потом плоды снимают сначала с нижних веток, а затем и с верхних, начиная сбор от кончиков веток по направлению к стволу дерева.

Когда созревают фрукты и ягоды, в сад любят наведываться озорные бойкие воробьишки, чтобы поклевать яблоки, вишни, сливы. Присоединяются к ним и скворцы. Многие садоводы мастерят из жести флюгеры в виде вертушек и петушков или ставят между деревьями чучело. Это отпугивает птиц.

Послушайте стихотворение.

Петушок

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе.

Посадили на шесток —

Завертелся петушок,

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Сад фруктовый сберегу

От воров-воришек,

Серых воробьишек».

Испугались воробьи,

Зачирикали они:

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты-ягоды клевать!»

А знаете ли вы, ребята, какие заботы ждут садоводов осенью, когда урожай ягод и фруктов собран?

Прежде всего нужно очистить стволы деревьев от отмершей коры, мхов, лишайников, обрезать засохшие больные ветви и сжечь их вместе с опавшей листвой. Затем следует побелить стволы, чтобы, когда придет весна, яркие солнечные лучи не обожгли кору. Потом нужно обвязать стволы колючим лапником или ветками бузины. Так делают, чтобы мыши-полевки или лесные гости — зайчишки не обгрызли кору фруктовых деревьев.

Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Представьте, друзья, что вы задумали посадить фруктовый сад. Какой участок предпочтительнее выбрать для него?

Народ давно приметил, что сады лучше разбивать там, где растут дуб, черемуха, ясень, липа или клен. А в тех местах, где много осоки и хвоща, земля для плодового сада не подходит.

Как же правильно посадить дерево?

Зимой, когда трещат морозы, и все засыпано глубоким снегом, деревья спят. В это время их не пересаживают. Летом, когда созревают плоды и все бурно растет и цветет, деревья и кусты тоже не сажают. А вот весной, еще до того как из почек проклевываются зеленые листочки, и осенью, когда листья уже опали, наступает подходящее время для новых посадок.

Чтобы плодовые деревья давали богатый урожай, их надо правильно сажать. Сначала нужно удалить у саженца засохшие и поврежденные корни, выкопать глубокую и просторную яму. В ее середину вбивают колышек и к нему привязывают ствол саженца, расправляют корни, направляя их в глубь почвы. Затем корни присыпают землей, которую притаптывают. После посадки молодое деревце нужно обязательно полить.

Садоводы знают, что в саду следует сажать разные сорта одного и того же плодового дерева, чтобы они опыляли друг друга. Среди яблонь лучший опылитель — антоновка, а среди груш — бессемянка.

Сложил русский народ мудрую поговорку: «Каков уход, таков и плод». В самом деле, много труда, опыта и знаний требуется человеку, чтобы вырастить ароматные сочные плоды. Труд садовода — благородный и созидательный, ведь сады украшают нашу землю, угощают нас спелыми ягодами и фруктами.

Ответьте на вопросы

Зачем садоводы выставляют в саду во время цветения ульи с пчелами?

Чем они привлекают в сад шмелей и пчел?

Какие работы у садовода в саду зимой? А весной, летом и осенью?

Каких помощников садовода (птиц, зверей, растения) вы знаете?

Зачем садоводы ставят в саду флюгеры и чучела?

Как правильно посадить дерево?

Цель: формировать представление о фруктах через органы чувств.

Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, используя различные анализаторы.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактическая игра)

Практические (эксперимент).

Педагогические технологии: проблемное изучение.

Предшествующая работа: наблюдения за фруктовыми деревьями, знакомство со свойствами предметов. Беседы о полезной еде.

Материалы

Красивая коробка с небольшими круглыми отверстиями, набор фруктов -муляжи, фруктовые соки, набор картинок «Фрукты», кубики - собери картинку фруктов, ИТК слайдовая презентация.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми

Введение в ситуацию.

Воспитатель вносит коробку (в ней есть отверстия, в которые дети могут просунуть руки и потрогать предметы) в группу и ставит на стол.

Дети обращают внимание на необычную коробку и говорят (А что мы сейчас будем делать? Это чей то домик? Зачем вы принесли эту коробку?)

Воспитатель. Я не знаю что это за коробка, но в ней что то есть, вы хотите узнать, что там лежит?

Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель. Вы должны определить на ощупь, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности.

Несколько детей, просовывая руки в отверстия, определяют предмет и дают ему описание, не вытаскивая из коробки.

(Ответы детей: Это яблоко, твердое, большое, круглое, гладкое, и т.д.)

Воспитатель. С помощью рук о каких свойствах предмета можно узнать? (Ответы детей:твердый или мягкий предмет, его форму, размет, гладкий или шершавый.)

Воспитатель. Вот какие у вас хорошие пальчики, они помогли вам узнать, что лежало в коробке, давайте с ними поиграем.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают-разжимают пальцы)

Груша, персик, мандарин,(поочередно загибают пальцы рук)

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)

Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)

Воспитатель загадывает загадки:

Само с кулачек, красный бочёк, потрогаешь- гладкое, откусишь- сладкое. (яблоко)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, а зовут его… (лимон)

Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают, хоть она и не уклюжа, но на фрукт похожа (груша)

С оранжевой кожицей на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно (апельсин)

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайдовую презентацию по теме фрукты (по цвету, по размеру, по форме, по количеству)

Воспитатель предлагает к картинке подобрать фрукт, дети выполняют действия.

Воспитатель. О каких свойствах фруктов мы можем узнать при помощи глаз? (О форме, цвете, размере, какая поверхности - гладкая, шершавая, твёрдая, ворсистая)

Воспитатель. Вспомните о каких фруктах были загадки. (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте с вами сейчас поиграем в другую игру, я буду читать стихотворение, а вы будете сопровождать текст движениями.

Вот так яблоко! - показывают руками большое яблоко.

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите - поднимают руки вверх.

Стал ветер веточку качать - покачивают руками.

И трудно яблоко достать, подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву. - дети подпрыгивают.

Затруднение в ситуации.

Воспитатель предлагает детям взять картинку с изображением фрукта и сказать как он пахнет.

Дети. На картинке фрукты ни чем не пахнут.

Воспитатель. А сможем ли мы узнать, какие у нас есть фрукты, если мы их не видим и не трогаем руками?

Дети. Можно откусить и попробовать на вкус, можно по запаху узнать.

Воспитатель. Что поможет нам узнать вкус? (Язык) . А запах? (Нос.)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Игра «Угадай по запаху»

(завязывают детям глаза и подносят к носу разные фрукты, дети называют фрукт)

Игра «Угадай по вкусу»

(Закрывают детям глаза, и каждому даётся кусочек какого-либо фрукта, дети угадывают, что это за фрукт.)

Ребята, какие соки можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)

Игра » Что больше, что меньше?

Детям предлагают сравнить по величине фрукты (апельсин - мандарин, яблоко - слива и т.д.), сказать какой больше, а какой меньше.

Дидактическая игра «Классификация фруктов по форме»

Про какие фрукты можно сказать, что они круглые, а какие овальной формы.

Заключительная часть : Воспитатель хвалит детей, что они были активными, играли дружно, хорошо отвечали на вопросы.

Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии, в какие играли игры? (ответы детей)

подготовила

воспитатель МДОУ д/с №1

Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах ,

Закрепить знания об овощах и фруктах, их пользе для человека

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Ребята, вы пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А: - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Я, витамин А, очень важен для зрения.

Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Я, витамин В - помогаю сердцу.

Очень важно спозаранку
Есть на завтраки овсянку,
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Я, витамин С, укрепляю ваш организм.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам,

что вы умеете выбирать полезные продукты.

Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

Почему на дереве выросла морковь?

Чем полезно молоко?

Какой витамин в свекле?

Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Дидактическая игра «Витаминные домики»

Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах.

Закрепление знаний об овощах и фруктах -как источников естественных витаминов

Правила игры: разложить продукты питания по витаминным домикам

Макаева Наталья Ипполитовна, воспитатель, г.Балаково

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: краткосрочный. С 19. 09. 2016г. по 23. 09. 2016г.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: Здоровье – это то, что мы едим. Еда должна быть правильной: вкусной, полезной, чтобы в ней были обязательно овощи и фрукты, чтобы такая еда помогала ребёнку расти крепким и здоровым, давала ему энергию для активной деятельности. Работая над проектом, необходимо было включить задачи о систематизации и расширении знаний об овощах и фруктах, о витаминах, необходимых для здоровья человека.

Проблема: родители реже рассказывают детям о полезных и вредных продуктах питания, покупая «лёгкую» еду; зубы и желудок детей портится, отказываясь работать в правильном направлении – жуя и переваривая пищу.

Цель: Расширять и систематизировать представление детей об овощах и фруктах.

Задачи: Формировать у детей представлений о правильности питания, о культуре питания, о здоровом образе жизни. Систематизировать и закреплять знания об овощах и фруктах, о месте их произрастания, о труде взрослых в огороде, на полях, в садах. Уточнять: где растут овощи и фрукты, когда собирают урожай овощей, в чём польза овощей и фруктов, что из них готовят. Расширять представления детей о картошке, об истории её появления в нашей стране. Формировать умение рассказывать об овощах и фруктах с использованием схем (таблиц) . Развивать логическое мышление, интерес к теме.

Предполагаемый результат:

  • расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности
  • пополнение словарного запаса, связанные и логически оформленные рассказы детей по теме проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

  • повышение образовательного уровня родителей по теме (консультации, папка-передвижка)
  • повышение заинтересованности родителей в продуктивной деятельности с детьми (поделки) .

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный

  1. Подобрать методическую, художественную литературу
  2. Подобрать наглядный материал, пособия, иллюстрации
  3. Составить план мероприятий на неделю
  4. Вовлечение родителей в образовательный процесс
  5. этап – основной
  6. Рассматривание альбомов «Овощи» , «Фрукты»
  7. Беседы: «Прогулка по саду и огороду» , «Зачем заготавливать овощи и фрукты на зиму» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» , «От куда пришла картошка» .
  8. Дидактические игры: «Назови и опиши» , «Угадай по описанию» , «Вершки и корешки» , «Четвёртый лишний» , «Назови овощ с нужным звуком» , «Кузовок» .
  9. Отгадывание загадок об овощах и фруктах
  10. Чтение: Н.Носов «Огурцы» , р.н. с. «Вершки и корешки» , сказка В.Сутеев «Яблоко» , Ю.Тувим «Послушный дождик» , «Овощи» .
  11. Драматизация сказки «Репка» (для малышей)
  12. НОД: ФЦКМ «Во саду ли, в огороде» ; рисование «Натюрморт с овощами и фруктами» ; аппликация «Дары осени» ; ФЭМП «Урожай» .
  13. Подвижные игры: «Мышеловка» , «Съедобное-несъедобное» , «Перенеси предметы» , «Бездомный заяц» ,
  14. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» , «Семья» , «Семья. Летние заготовки»
  15. Игровое упражнение «Что за чем?» (от семян к урожаю) .
  16. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»
  17. Физ. минутка: «Компот» .
  18. этап – заключительный
  19. Выставки детских работ (по рисованию, аппликации) .
  20. Подготовить совместно с родителями овощей для приготовления салата, необходимого оборудования.
  21. Обобщение результатов работы.