Опыт с молоком, красителями и моющим средством. Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: Молоко

Статья на конкурс «био/мол/текст»: Почти всегда мы «на слово» верим тому, что написано на этикетке пищевой продукции. Статья посвящена выявлению примесей в молоке и молочных продуктах и определению их качества в домашних условиях. С помощью опытов, справиться с которыми под силу даже ребенку!

Редакция обращает внимание читателей на то, что эта замечательная статья написана учеником 5-го класса, поэтому некоторые упрощения в ней неизбежны. Но пару неточностей «биомолекула» всё же сочла нужным подправить:-).

Спонсор номинации - , проект, объединяющий профессионалов и энтузиастов в области биологии и биотехнологий.

Генеральным спонсором конкурса, согласно нашему краудфандингу , стал предприниматель Константин Синюшин , за что ему огромный человеческий респект!

Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма «Атлас ».

Мы решили исследовать молоко и молочные продукты, которые потребляем в пищу, и разработать «домашнюю лабораторию» по определению качественного состава молока и молочной продукции. Основные задачи исследования:

  • изучить роль молока и молочной продукции в здоровом питании человека;
  • выявить опытным путем наличие примесей (крахмала, соды, мела, воды) в молоке и молочной продукции;
  • разработать практические рекомендации по определению качественного состава молока и молочных продуктов в домашних условиях.

В ходе исследования было сделано предположение, что в составе молока и молочных продуктов могут оказаться примеси, не заявленные производителем и не предусмотренные стандартом.

Молоко - высокоценный продукт

Роль молока в здоровом питании человека. Виды молока

Молоко - один из ценнейших продуктов питания. По своей ценности молоко превосходит многие другие продукты. Всего двух стаканов молока в день достаточно, чтобы на 30% обеспечить потребность взрослого человека в белке, на 50% в калии и на 75% в кальции и фосфоре.

В России установлена норма потребления молока на человека в год - 325 кг . Именно такое количество молока соответствует требованиям здорового питания. На самом деле россияне потребляют в среднем 248 кг, а жители Ульяновской области - всего 240 кг молока в год .

Самым ценным считается цельное молоко - молоко без добавления каких-либо веществ, в том числе воды, с природной жирностью, которая у каждого животного бывает разная (от 2,6 до 6%) . То есть подоили коровку или козочку - и получили это самое «правильное» молоко.

Нормализованное молоко - это продукт, полученный из молока и доведенный до необходимо процента жирности путем перемешивания этого продукта с молоком другой жирности или с обезжиренным .

Сухое молоко получают путем высушивания обычного коровьего молока при очень высокой температуре (около 170 °C) .

Молоко восстановленное - это молоко, полученное при добавлении воды к сухому молоку. То есть взяли сухое молоко, развели его водой - и вот оно, восстановленное молоко. В некоторых странах такое молоко запрещено к продаже, поскольку при сушке в нем образуются потенциально вредные вещества (оксистеролы , в большом количестве провоцирующие развитие атеросклероза), гибнут полезные микроорганизмы, разрушаются витамины. В России такое молоко должно называться «молочным напитком», а не молоком .

Виды обработки молока

По пути от коровы до потребителя молоко подвергается обработке с целью уничтожения микробов и увеличения срока хранения.

В пищу лучше использовать молоко пастеризованное, так как в нем сохраняется больше витаминов и полезных бактерий.

Крахмал и другие примеси в молоке и молочной продукции

В современных магазинах огромное разнообразие молочных продуктов. Это - йогурты, творог и творожки, мороженое...

Но чтобы сохранить свое здоровье, важно употреблять в пищу качественные молочные продукты. Не секрет, что многие производители добавляют в них различные пищевые добавки - например, крахмал, соду, мел или просто разбавляют молоко водой. Чтобы молоко долго не закисало, в него добавляют антибиотики, которые подавляют рост нежелательных бактерий, но в то же время губят и полезных.

Крахмал подмешивают для придания молоку, сливкам, сметане и йогуртам бóльшей густоты. Крахмал бывает природный, который содержится в клетках овощей, фруктов, злаков, орехов и безопасен для организма человека. Но выделенный в чистом виде - в виде белого порошка, - он уже менее безобиден: в ЖКТ он легче расщепляется до глюкозы и быстрее повышает уровень инсулина. А бывает крахмал модифицированный (химически, а не генетически, измененный), свойства которого зависят от типа модификации: например, устойчивый крахмал (Е1442) даже полезен - он стимулирует рост полезных бактерий в кишечнике. В России и других странах разрешено использовать несколько видов модифицированного крахмала, но избыточного употребления любых крахмалов лучше избегать.

Рисунок 6. Эксперименты в лаборатории при ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА

Для опытов использовали три вида молока для детского питания:

  1. Молоко «Крепыш», стерилизованное, 3,2%.
  2. Молоко «Крепыш», стерилизованное, витаминизированное, 3,2%.
  3. Молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.

В чашку Петри налили по 2 мл всех трех образцов молока. Добавили по 4 мл (т.е. вдвое больше) спирта (подкрашенного «зеленкой» для наглядности). Молочный белок казеин имеет свойство сворачиваться под воздействием спирта. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно (в течение 3–7 секунд) превратится в хлопья. Чем больше воды добавлено в продукт, тем дольше этот белок будет сворачиваться - больше требуется времени для появления хлопьев (рис. 7).

Рисунок 7. Исследование реакции молочного белка (казеина) на спирт

Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты опытов были следующими:

  1. Хлопья образовались в среднем через 4–6 секунд.
  2. Хлопья образовались в среднем через 2–3 секунды.
  3. Хлопья ни в одной из трех проб не образовались.

Вывод: образец молока под № 3 имеет пониженное содержание белка, возможно, разбавлен водой. Это молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.

Тест на скисание

Мы разлили молоко в пробирки по 5 мл (рис. 8). Образцы отстаивали в течение суток при комнатной температуре. Чистый продукт должен скиснуть, образовав сверху слой сливок. Если сливок не образуется, то молоко обезжирили. Если молоко не скисло, то в нем есть что-то лишнее (возможно, антибиотик).

Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты были следующими:

  1. Слой сливок составил в среднем 1,5 мм на 5 мл молока.
  2. Слой сливок составил в среднем 1 мм на 5 мл молока.
  3. Сливки ни в одной из трех проб молока не образовались, молоко за сутки не скисло.

Рисунок 8. Проба отстаивания

Выводы:

  1. Образец молока № 2 содержит пониженное содержание жира, меньше чем образец № 1, хотя на этикетке заявлен одинаковый процент жирности - 3,2.
  2. Образец молока № 3 содержит примеси, которые не позволяют ему скисать - возможно, это антибиотики или консерванты.

Выявление в молоке примесей соды и мела

Чтобы молоко долго не портилось, производители добавляют в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке (если только производитель не нормализовал уровень рН молока после их добавки) можно добавлением уксусной кислоты - молоко мгновенно скиснет (створожится), а появление пены будет свидетельствовать о наличии мела или соды в молоке (рис. 9).

Рисунок 9. Выявление в молоке примесей соды и мела

В ходе опыта при добавлении уксусной кислоты молоко во всех трех образцах створожилось (рис. 10).

Рисунок 10. Результаты выявления в молоке примесей соды и мела

Вывод: образцы молока не содержат примесей мела и соды.

Чтобы убедиться в правильности проводимого эксперимента, мы добавили в молоко небольшое количество соды, а затем уксусную кислоту. Образовалась пена (рис. 11). Наличие мела в молоке также дает о себе знать пеной.

Рисунок 11. Оценка достоверности эксперимента по выявлению в молоке примесей соды и мела

Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Следует отметить, что достоверность эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.

Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях

Для выявления в молоке соды брали индикаторные полоски. Обмакивали эти полоски в молоко и путем сопоставления цвета полоски с эталонной шкалой определяли кислотность молока (рис. 12).

Рисунок 12. Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях

Нормой считается 6–7 единиц. Результаты опыта показали следующее:

  • образец № 1 - pH=7 (тест-полоска изменила цвет на слегка оранжевый);
  • образцы №№ 2 и 3 - pH=6 (тест-полоска изменила цвет на ярко-желтый).

Вывод: Ни в одном из образцов примесей соды не обнаружено.

Достоверность опыта проверяли путем добавления в молоко соды. Обмакнув тест-полоску в молоко с содой, увидели изменение цвета на зеленый, что соответствует щелочной среде (pH=9) (рис. 13).

Рисунок 13. Проверка чистоты эксперимента по выявлению примесей соды и мела в молоке

Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Как и в предыдущем опыте, чистота эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.

Заключение

В ходе проведенных экспериментов наша гипотеза подтвердилась. В составе отдельных образцов молока и молочных продуктов были обнаружены примеси, не заявленные производителем.

Мы разработали набор «Домашняя лаборатория молока» для проведения экспертизы молочной продукции в домашних условиях, который состоит из реактивов и инструкции по применению.

Выявление примесей крахмала в молоке осуществляют путем добавления 2–3 капель йода в молоко (2 мл). О наличии примесей свидетельствует изменение цвета молока на голубой или фиолетовый.

Для выявления пониженного содержания белка в молоке к 2 мл молока добавляют 4 мл спирта. Реакцию учитывают по скорости створаживания. Молоко с высоким содержанием белка створаживается мгновенно. Причиной низкого содержания белка в молоке может быть разбавление его водой.

Для выявления молока с пониженным содержанием молочного жира проводят пробу отстаивания в течение суток при комнатной температуре. Реакцию учитывают по степени скисания молока. Если отсутствует слой сливок, то молоко обезжиренное. При замедлении или отсутствии процесса скисания в молоко добавлены антибиотики или консерванты.

Для выявления в молоке примесей мела и соды к 2,5 мл образца добавляют уксусную кислоту (2–3 капли). Появление пены свидетельствует о наличии примесей.

Еще один способ выявления в молоке соды основан на использовании индикаторных полосок (продаются в аптеке). Реакцию выявляют по изменению цвета тест-полоски и сопоставления ее с эталонной шкалой. Нормой считается кислотность 6–7 единиц. Превышение нормы означает наличие в молоке примесей соды.

Разработанный набор «Домашняя лаборатория молока» можно применять в жизни широким кругом лиц.

Выражаю благодарность моим наставникам за помощь в проведении исследования и оформлении материалов: учителю МОУ Октябрьский сельский лицей Локтиной Раисе Васильевне и научному консультанту Васильевой Юлии Борисовне, кандидату ветеринарных наук, доценту кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. »;;

  • Как определить качество молока . Сайт «Мне 30» .
  • 19 Авг 2012, Автор: admin

    Призер (2 место) Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» 2010 г.

    Исследовательская работа

    «Домашнее экспериментирование с молоком»

    Исследователь: воспитанница МДОУ № 3 «Буратино» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области Ситмухамбетова Асель (6 лет)

    Глава 1 « Почему я заинтересовалась молоком?»

    У моей бабушки есть корова Кукла. Я знаю, откуда берется молоко. Но я думала, что молоко только пьют. Надежда Николаевна сказала мне, что я ошибаюсь. Оказывается на молоке можно кашу варить, блины печь, готовить разные другие молочные продукты. А какие продукты делают из молока, не сказала. Надежда Николаевна предложила самой начать расследование и узнать о них.

    Глава 2. Сбор информации о молоке

    Сначала я решила узнать: Что такое молоко? Полезно ли оно для человека? Какие бывают молочные продукты питания?

    Я провела опрос среди ребят, узнала в магазине, какие бывают молочные продукты. Они мне назвали: кефир, масло, сыр, творог, варенец, простокваша, бифидок, сливки, йогурт, сметана.

    Медсестра Надежда Алексеевна рассказала, что молоко — самый полезный продукт питания для человека, потому, что в нем целый комплекс витаминов (комплекс – много витаминов, которые вместе хорошо влияют на организм человека). Я задала себе вопрос: «Как же в молоко попадают витамины? » и выдвинула гипотезу «Витамины добавляют в молоко люди. Или они попадают в молоко через коровью еду» . Потом подумала, и решила, что витамины люди могут и так съесть, без молока. Значит через траву и сено, которую ест корова .

    Глава 3. Экспериментирование с молоком

    Я решила экспериментировать с молоком. Моя воспитательница мне сказала, что другие молочные продукты получаются, если в молоко добавлять бактерии, смешивать с другими продуктами питания или менять температуру хранения молока.

    Опыт №1 . Я налила в 2 банки свежего цельного молока. Одну банку поставила в холод, другую поставила в тепло. И решила понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле? Через 2 дня посмотрела. В холоде молоко не изменилось, только стало холодным. В тепле молоко закисло, стало густое, плохо течет, немножко с хлопьями. Я попробовала его на вкус: вкус изменился, стал кислым, но вкусным. Надежда Николаевна сказала, что теперь оно называется не молоко, а простокваша. Я в простоквашу добавила варенье, получился йогурт.

    Я сделала вывод: В холоде молоко не изменяется, хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания – простоквашу. Если в простоквашу добавить варенье – получается йогурт.

    Опыт № 2. У меня возник вопрос : Что будет с простоквашей, если ее еще больше нагревать? Я поставила простоквашу на огонь, довела до кипения и выключила газ. В простокваше появились густые хлопья и отделилась желтая жидкость. Надежда Николаевна предложила процедить ее через дуршлаг. Вода стекла и осталась густая масса. Я попробовала, а это творог.

    Я сделала вывод: Чтобы получить творог, нужно простоквашу нагреть до кипения и процедить.

    Из творога делают сыр. Это я наблюдала на молочном заводе. Творог варят в молоке, затем процеживают, добавляют масло, соду и снова варят. Затем раскладывают в формы и оставляют остывать.

    Опыт № 3 . Мы с мамой пили чай со сливками. Я думала, что сливки тоже дает корова. Но мама сказала, что сливки разделяют от молока специальной умной машиной, которая называется сепаратором . Я попробовала, и у меня получилось. Сепаратор разделил отдельно сливки (жирное молоко) от обрата (обработанное, нежирное молоко). Сливки я принесла в садик показать всем. Сливки постояли 2 дня, и стали очень густые, даже ложку трудно в нее засунуть. Я не знала, что с ними дальше делать. Надежда Николаевна предложила их сбить венчиком, миксером, ступкой. Я разделила их на 3 части. Одну часть сбивала венчиком, вторую часть сбивала миксером, третью часть сбивала ступкой. Во всех чашках получилось масло.

    Я сделала вывод: Сливки можно разделить от нежирного молока сепаратором. Если густые сливки сбивать, то получается масло. Если густых сливок много, то хозяйки сбивают масло на домашней маслобойке.

    Опыт № 4 .Я решила узнать, что получится с молоком, если в него добавлять бактерии . Про бактерии я узнала в магазине, прочитав рецепты на упаковках молочных продуктов.

    Оказывается, если в кипяченое охлажденное молоко добавить специальные молочные бактерии, то молоко превратится в бифидок, варенец или кефир . Я купила их в магазине, сделала как указано в рецепте, и через 2 дня у меня получились новые молочные продукты: кефир, варенец, бифидок.

    Эксперимент – изобретение. Я сама изобрела новый молочный продукт. Я в свежее деревенское молоко добавляла разные свежие фрукты и ягоды и взбивала миксером. Получается отличный молочный коктейль . Для вкуса добавляла сахар. Я вас хочу угостить молочным коктейлем, который приготовлю прямо при вас. Этот коктейль я назвала «Клубничная фантазия».

    Глава 4. Выводы

    В процессе экспериментирования с молоком я пришла к выводу:

    1. Молоко – самый полезный для человека продукт питания.

    2. С молоком можно экспериментировать и получать новые молочные продукты питания: йогурт, сметану, творог, сыр, масло, простоквашу и другие.

    3. Мне понравилось экспериментировать. Позже хочу проводить опыты с овощами и фруктами.

    Глава 5 . Полезные советы по молочным продуктам

    Я опросила бабушек — соседок о том, как лучше хранить молочные продукты. У них большой опыт. Получились «Полезные советы по молочным продуктам»:

    1. Чтобы молочные продукты дольше не портились, их нужно держать в темноте.

    2. Если перед кипячением в молоко добавить пол-ложечки сахара на1 литрмолока, вскипятить, остудить, поставить незакрытым, то такое молоко даже без холодильника не прокиснет 2-3 дня.

    3. Кипятить молоко лучше в кастрюле с толстым дном, чтобы молоко не пригорело.

    4. Молочные продукты быстро впитывают в себя посторонние запахи, поэтому их нельзя держать вблизи пахучих продуктов.

    5. Если нет холодильника, сыр следует хранить завернутым в ткань, смоченную в соленой воде.

    6. Горчица лучше сохраняется, если вместо воды развести ее молоком.

    7. При приготовлении картофельного пюре лучше использовать горячее молоко: от холодного молока пюре приобретает серый цвет.

    8. Если молоко пригорело, не размешивайте его. Сразу переливайте в другую посуду, чтобы не остался запах гари.

    9. Залитое место убежавшего молока лучше прикрыть мокрой газетой, тогда запах пригорелого молока не распространится по всей кухне.

    Нет похожих записей.

    В этом интересном опыте мы из обычного коровьего молока получим твердый материал, похожий на пластмассу.

    Примечательно, что с начала 1900-х до примерно 1945 года из такой «молочной» пластмассы делали различные украшения, бусы, пуговицы, авторучки и другие предметы обихода. Для королевы Англии из такого пластика делали ювелирные изделия.

    Нам потребуется

    • Стакан обычного молока;
    • Марля, или очень мелкое сито, или просто кусок хлопковой ткани;
    • Воронка (не обязательно);
    • Столовая ложка;
    • Миска;
    • Уксус 9%;
    • Небольшая формочка для выпечки.

    Для начала подогрейте молоко, чтобы оно стало горячим. Только не доводите его до кипения. Вылейте молоко в миску и добавьте одну столовую ложку уксуса.

    Теперь тщательно размешайте полученную смесь. Постепенно вы сможете увидеть, что в миске появляются комочки, похожие на творожные хлопья.

    Берем пустой чистый стакан, на него кладем воронку и сверху марлю, сложенную в два слоя. Затем выливаем нашу смесь из миски в марлю.

    В марле должно остаться только сухое вещество. Оно должно быть в меру твердым, чем-то напоминающее сухой творог.

    Собираем получившееся сухое вещество, плотно его сжимаем в одну массу и выкладываем в форму для выпечки.

    Теперь нужно запастись терпением. Нужно поставить форму в холодильник минимум на 48 часов. Через 48 часов можно достать форму из холодильника и извлечь из нее готовые фигурки. Они должны быть твердыми.

    Объяснение опыта

    Все пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер.

    При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером.

    К сожалению, большая часть школьников терпеть не могут такие предметы как физика и химия. Они даются непросто, в особенности, если учитель не подкрепляет свои действия интересными наглядными примерами химических или физических реакций. Родители могут помочь детворе полюбить непростую науку, если с раннего возраста демонстрировать в домашних условиях, параллельно рассказывая им про удивительные качества обыкновенных веществ.

    Химические опыты для детей в домашних условиях

    Еще в детсадовском возрасте малышей можно заинтересовать такими увлекательными занятиями. Не стоит забывать, что показывая занимательные опыты по химии для детей, следует быть предельно осторожными и соблюдать строгие меры безопасности. Хотя применяемые вещества не нанесут ощутимого вреда участникам процесса, все же с юных лет детям следует рассказывать, как себя вести на подобных уроках. Можно перенести весь процесс на улицу или в кухню, а вот в жилых помещениях лучше не экспериментировать.

    Диоксид углерода, или как его еще называют – сухой лед, используют не только для охлаждения напитков и мороженого, но и для научных экспериментов у любознательных почемучек. Эти твердые кристаллы, которые нуждаются в правильной транспортировке и хранении в специальных контейнерах, можно приобрести в специализированных магазинах. Вещество часто применяется в опытах для детей в домашних условиях.

    Опыты с крахмалом для детей

    Не стоит расстраиваться, если под рукой нет кубиков сухого льда, ведь можно воспользоваться тем, что есть в кухонном шкафчике каждой хозяйки. К примеру, веселые опыты для детей в домашних условиях можно провести с применением картофельного крахмала:

    1. Самое простое действо, которое можно произвести с крахмалом – окрасить его при помощи йода. Для этого следует развести крахмал в воде и капнуть в него пипеткой антисептика. Жидкость посинеет.
    2. Опыты для детей в домашних условиях позволяют не просто заинтересовать деток, но и пополнить копилку их знаний. Для этого потребуется разрезанный пополам картофель и огурец. На серединку кусочков нужно капнуть йод. При этом картошка посинеет, а огурец будут иметь коричневое пятнышко из-за отсутствия в нем крахмала.

    Неужели можно использовать простое коровье молоко как-то иначе, а не по назначению? Естественно, да, и такой эксперимент будет очень интересен деткам школьного возраста:


    Физические опыты для детей в домашних условиях

    Не только химией можно заинтересовать детвору. Скучную физику можно «оживить» и интересные опыты для детей в домашних условиях тоже принесут пользу. Все то, о чем малыш знает, но не может увидеть своими глазами, удаться пронаблюдать в действии с помощью простых и интересных испытаний. Как и с химией, безопасность детей должна быть под контролем взрослых.

    Опыты с воздухом для детей

    Есть различные эксперименты, при помощи которых можно понять, как невидимый воздух влияет на окружающие предметы:

    1. Если взять два лимона, один из которых чистить от кожуры, и поместить оба в воду, то «голый» сразу утонет. Тот, который остался «одетым» будет держаться на поверхности благодаря воздуху, который в виде мелких пузырьков, в большом количестве содержится в шкурке плода.
    2. Интересные опыты с воздухом для детей должны быть безопасными, как тот, в котором используется лишь шарик и бутылка. На пустую пластиковую емкость надевают шар и опускают дно в хорошо теплую При нагревании воздуха в бутылке воздух будет расширяться, и надувает шарик.

    Опыты со звуком для детей

    Все слышат шум ветра, но никто его не видит, так как звук – это невидимка. Но есть интересные опыты для детей, которые позволят поэкспериментировать с ним и узнать много нового. Проводить их можно как с малышами из детского сада, как и со школьниками старших и младших классов. Для этого не потребуется специального оборудования, ведь все нужное есть в каждом доме:

    1. Красивый звук можно получить при помощи обычных бокалов. Нужно взять несколько разных форм и размеров и наполнить их водой. Затем мокрым пальцем нужно водить по ободку извлекая разные звуки.
    2. Опыты для детей в домашних условиях – это легко. Нужно взять пластиковый стаканчик и разрезать его пополам. После его обмакивают в моющее средство. Потом кольцо нужно поднести к музыкальной колонке. Когда музыка тихая – пленка будет мелко вибрировать, а при звучании басов – надуваться.

    Опыты с магнитами для детей

    Полярность – понятие совершенно неизвестное малышу. Но если показать на деле, как действуют плюс и минус, то, возможно, родителям удастся так заинтересовать свое чадо, что из него вырастет известный физик. Такие зрелищные опыты для детей можно использовать в качестве дополнительных занятий:

    1. На стол нужно насыпать горсть мелких гвоздиков или булавок, а под столешницу поместить мощный магнит. Поворачивая его, гвоздики начинают «танцевать».
    2. Если взять два магнита и приблизить друг к другу, то в случае разной полярности они будут притягиваться, а при одинаковой – отталкиваться.

    Опыты с электричеством для детей

    Каждый родитель рассказывает своему чаду об ответственном обращении с электричеством. Но если это не 220 Вольт, то такие опыты со статическим электричеством для детей вполне безобидны и даже полезны для развития:

    1. Взяв надутый воздушный шарик его нужно потереть шерстяной рукавичкой, придав ему положительный заряд. Заряженный таким способом, он сможет притягивать к себе все, что имеет отрицательный заряд – волосы, маковые зернышки и прочее.
    2. Маленьким деткам будет интересно посмотреть на танцующих куколок. Для этого нужно вырезать маленькие бумажные фигурки и положить их любую поверхность. Натерев пластиковую линейку или расческу о кусок шерсти, следует опустить ее над вырезками. Намагничиваясь, они начинают кружить в танце.