Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Конспект НОД "Составление описательных рассказов об овощах и фруктах" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Подготовка к беседе

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Чем питается.
  6. Где живет.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Гульнара Бикбулатова

Тема : «

с опорой на схему ».

Цели :

Коррекционно-образовательные :

учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания ;

соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

учить детей подбирать прилагательные к существительным;

Коррекционно-развивающие :

развивать у детей умение отвечать на вопрос полным предложением;

активизировать словарь по теме «Овощи и Фрукты » ;

упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными;

закреплять обобщающие понятия «Овощи » и «Фрукты » ;

развивать внимание, память и мышление,обращая внимание на детали описания ;

развивать мелкую и общую моторику, физиологический и речевой выдох;

Коррекционно-воспитательная :

воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Оборудование : плетенная корзинка, салфетка, муляжи овощей и фруктов , волшебное дерево, волшебный огород, пластмассовые тарелочки, лимон, фартук для продавца, мнемотаблица, дидактическая игра «Что приготовим?» .

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Дети заходят в группу и видят корзину, прикрытую салфеткой.

Логопед : Это подарки Осени. А что в корзине вы должны догадаться сами, загадав и отгадав загадки которые вы заучили дома с родителями.

1-й ребенок : Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)

2-й ребенок : Кто надела сто рубах, заскрипела на зубах. (Капуста)

3-й ребенок : Очень любят обезьяны кушать спелые. (Бананы)

4-й ребенок : На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы)

5-й ребенок : Самый кислый фрукт на свете . Полезен взрослым он и детям. (Лимон)

Логопед снимает салфетку и показывает детям овощи и фрукты .

Логопед : Как одним словом мы можем назвать подарки Осени, которые лежат в корзине? (Овощи и фрукты ) .

Где растут овощи (фрукты ?

Какую пользу они приносят?

Как собирают овощи , которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают) .

Как собирают фрукты ? (срывают)

2. Объявление темы :

Логопед : Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать об овощах и фруктах .

3. Упражнение «Душистый лимон» .

Логопед просит детей понюхать лимон и сказать на выдохе :

Ах! Какой лимон!

Ах! Какой душистый лимон!

4. Игра «Подбери признак»

Логопед : Посмотрите ребята у нас волшебное дерево и волшебная грядка. Я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери признак» . Вы срываете овощ или фрукт и подбираете к нему признаки. Например :

Огурец (какой) - зеленый, вкусный, твердый, сочный, овальный;

капуста (какая) - ….

лимон (какой) - ….

яблоко (какое) .

слива (какая) - ….

Тыква (какая) - ….

5. Игра «Что приготовим?»

На столах у детей находятся «кастрюли» с изображением овощей и фруктов .

Логопед : У вас на столах лежат кастрюли на которых нарисованы вощи и фрукты . Поиграем сними в игру «Что приготовим?»

Из лимона - лимонный сок.

Из тыквы - тыквенный салат.

Из свеклы - свекольный сок.

Из капусты - капустный салат.

Из сливы - сливовое варенье.

Из груши - грушевый сок. И т. д.

6. Физминутка «Огород» .

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Огород у нас в порядке -

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту .

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно белой,

Говорит - посторонись!

7. Игра «Магазин» . Составление описательного рассказа об овощах и фруктах .

Логопед : Поиграем в магазин, где продаются овощи и фрукты . Вы их сможете купить, если составите рассказы о фруктах или овощах . А поможет нам в этом схема .

Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением.

План рассказа :

1. Что это за предмет?

2. Где растет?

3. Какой овощ (фрукт ) на вкус. Какой на ощупь?

4. Какой формы овощ (фрукт ?

5. Какого цвета?

6. Что можно приготовить из овоща (фрукта ?

Логопед : Нам нужно выбрать продавца. (Приглашают на роль продавца кого-нибудь из гостей) . Пригласим продавца из наших гостей. Первым покупателем буду я. Послушайте мой рассказ , который я составила с помощью этой схемы-помощницы .

Это помидор. Помидор - это овощ . Он растет в огороде, на грядке. Помидор - это вкусный, сочный и сладкий овощ . На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидора можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми.

8. Рассказы детей .

9. Итог занятия.

Логопед : Какой подарок прислала нам щедрая Осень? Что можно сказать об овощах и фруктах ? (Они полезные, вкусные, витаминные) .

10. Оценка деятельности детей.

Логопед : Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо занимались и составляли рассказы . Осень так щедра и богата урожаем, что отправила вам еще одну корзинку с сладкими, вкусными и сочными яблоками. Но прежде чем их кушать, нам нужно что сделать? (Помыть руки и фрукты ) . Молодцы.



Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Автор: Татьяна Николаевна Хусаинова, МАДОУ детский сад с. Кигбаево, Сарапульский район, Удмуртская республика.
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи". Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, родителям.

Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Образовательные задачи:
Закрепление представлений об овощах;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи (составление описательного рассказа);
Зрительного внимания и восприятия;
Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
Творческого воображения;
Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Учить отвечать полным ответом.

Оборудование:

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор);
Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики);
Костюм огородника;
Свежие овощи для угощения.

Предварительная работа:

Экскурсия на огород;
Рассматривание овощей;
Беседа о пользе овощей;
Знакомство со схемой "Овощи";
Составление рассказов по схеме;
Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т.д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
« Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)

IV. Введение в тему

Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
А одинаковые ли они? (нет)
Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…)
Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…)
Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…)
Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи) А вы помните, кто ухаживает за овощами? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
- Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т.д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка….. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный ……(помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
«Марш овощей»
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
Какие же вы молодцы.
А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа».

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю.Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают пальцы на руках)
Петрушку и свеклу
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
И суп овощной получился, не плох!
(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи. Угощайтесь.

Тема: «Составление описательного

рассказа о фруктах».

Образовательная область: Коммуникация.

Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Здоровье, Физическая культура.

Задачи.

Образовательная:

Учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме. Продолжать учить правильно употреблять прилагательные сливовый, грушевый (с ударением на первый слог), согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обогащать словарный запас по теме «Фрукты», учить отвечать полным предложением.

Развивающая:

Развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Ход.

1.Организационный момент . Педагог показывает корзинку и предлагает ее заполнить, отгадав загадки. За каждый правильный ответ дети добавляют в корзинку фрукты (использовать макеты или предметные картинки).

Круглое, румяное, сладкое, сочное…(яблоко).

Желтый, кислый, овальный или круглый, ароматный …(лимон).

Круглый, оранжевый, сочный…(апельсин).

Длинный, желтый, сладкий, ароматный …(банан).

Желтая, вкусная, похожа по форме на лампочку… (груша).

Синяя, спелая, ароматная …(слива).

Как одним словом назвать эти предметы? Где растут фрукты?

Какие фрукты растут в вашем саду?

2. Игра «Угощенье».

Повар из фруктов приготовил разные блюда: сок, варенье, пироги с начинкой.

Как называется сок из слив, груш, яблок, персиков, лимона, апельсина, граната, мандарина?

Дети подбирают пары: из слив- сливовый, из груш - грушевый (обратить внимание на ударение в этих словах), и яблок – яблочный, из персиков – персиковый, из лимона – лимонный, из апельсина – апельсиновый, из

граната –гранатовый, из мандарина – мандариновый.

Как называется варенье из слив, груш, яблок, персиков, инжира, айвы?

Дети подбирают пары, обратить внимание на окончания в словах.

Как называется начинка для пирога из яблок, груш, инжира, банана, слив?

Дети подбирают пары.

3. Игра «Найди лишнее слово».

Педагог предлагает ряд слов (на слух) .Детям нужно убрать лишнее и объяснить, почему они это сделали.

Яблоко, груша, автобус, лимон. (Автобус лишнее слово, потому что это транспорт, а яблоко, груша и лимон – фрукты).

Персик, соловей, инжир, слива. (Соловей лишнее слово, потому что это птица, а персик, инжир, слива – фрукты).

Банан, апельсин, малина, гранат. (Малина лишнее слово, потому что это ягода, а банан, апельсин, гранат – фрукты).

4.Динамическая пауза.

Будем мы варить компот (левую ладушку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. (указательным пальцем правой руки «мешают»).

Вот: (загибают пальчики по одному, начиная с

Будем яблоки крошить, (большого, опять варят и мешают).

Грушу мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (Н.Нищева)

5. Игра «Корзинка с фруктами».

Дети поочередно достают из корзинки фрукты, составляя описание.

Педагог сначала дает образец описание фрукта, используя схему (схема в виде рисунка) , форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.

Например: Это яблоко, оно круглой формы. Яблоки бывают зеленые, желтые или красные. По вкусу яблоки кислые или сладкие. Из них можно приготовить компот, сок, варенье, повидло, добавить в начинку для пирога.

6. Игра «Собери фрукты».

Педагог раздает детям разрезанные картинки фруктов (по типу мозаики) и предлагает собрать их.