Эксперименты для детей с солью. Домашняя лаборатория. Игры и опыты с водой - Играем вместе! — LiveJournal. Камень исполняющий желания

Летом домашние опыты с водой для детей очень кстати. Всем малышам нравится играть и повозиться в воде в жаркую погоду. Проведение таких «исследований» позволяет им ознакомиться с важнейшими свойствами воды. Поэтому представим их, прежде чем перейдем к интересным, познавательным, веселым, наглядным опытам.

Свойства воды

Вода — основа жизни. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Известны три состояния воды: жидкое, газообразное и твердое. Рассмотрим следующие свойства воды.

    1. Прозрачность. Возьмите два стакана. В один налейте воду, в другой – молоко. Дайте крохе по бусинке и предложите ее опустить по очереди в оба стакана. Бусинку с легкостью можно увидеть в стакане с водой, поскольку вода кристальная и прозрачная.
    2. Бесцветность. Для подтверждения в стаканы налейте воду и различными цветами краски раскрасьте ее. Воду в одном стакане оставьте бесцветной и прозрачной, то есть такой, какой она была.

Есть предметы, которые тонут в воде, а некоторые остаются на поверхности и плавают. Опустите в воду различные вещи – камешки, бумажные кусочки, шишки, предметы из металла, дерева, и понаблюдайте, какие из них утонут, а какие нет.

Домашние эксперименты с водой

Опыт 1. С обычной краской

Берете обыкновенную краску и капаете в воду по одной капле. Наблюдаете, как она постепенно перемешивается. Цвет в воде становится менее ярким. Чем краски больше, тем цвет становится ярче.

Опыт 2. На поиски клада

Школьникам интересно будет сделать такой опыт. Для этого понадобятся пуговички, камешки, блестки, ракушки. Наливаете в стакан воду и высыпаете «клад». Далее ставите его в морозилку. Ждите замерзания воды. Как только она замерзнет, начинаете вынимать ледяной кусок ложкой или пинцетом, а затем опускаете его в теплую воду. Кода он начинает таять, добываете «сокровища».

Опыт 3. Впитывание воды

Налейте в емкость воду и поднесите к ней губку и следите за тем, что произойдет. Вода, подпрыгнув вверх, впитается в поры. Затем поднесите к воде различные вещи и следите за тем, какие способны ее впитать, а какие не имеют впитывающие свойства.

Опыт 4. С кубиками льда

Деткам 5 – 6 лет будет интересен такой опыт. Заморозите лед, делая из них особенные кубики. Берите тонкие коктейльные трубочки, на 5 см обрежьте их в длину и вставьте в ледяную форму. Потом положите в морозильную камеру. После замораживания получатся крепкие кубики с трубочкой. Правда, похожи на кораблики? Прикрепляя парус к матчу, запустите кораблики по лужам или в ванночку с водой.

Опыт 5. «Плывущее» яйцо

Возьмите сырое яйцо. Положите его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности.

Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.

Опыт 6. «Кипение» холодной воды

Намочите и отожмите носовой платок. Затем накройте им полный стакан с холодной водой и аптечной резинкой закрепите платок на стакане. На середину платка продавите пальцем так, чтобы он вошел в воду на 2-3 см. Затем переверните стакан вверх дном над раковиной. Держите стакан одной рукой, а другой слегка ударяйте по дну. И что происходит? Вода начинает «кипеть» или бурлить в стакане.

Объяснение: мокрый платочек воду не пропускает. При ударе по стакану, образуется вакуум в нем и через носовой платок воздух поступает в воду, впитываемый вакуумом. Этими пузырьками воздуха формируется мнение о «кипении» воды.

Опыт 7. Исчезающая вода

Возьмите два одинаковых стакана и налейте их водой до одного и того же уровня. Отметьте его фломастером. Один стакан накройте крышкой, а другой оставьте открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что уровень воды в открытом стакане стал ниже, а в закрытом не изменился.

Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.

Опыт 8. Со льдом

В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лед начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лед тяжелее и занимает меньше места, чем лед. Вывод: лед легче воды.

Опыт 9. Радуга

Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.

Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.

ь Выращивание кристаллов.

Первый свой опыт с солью я сделал летом. Было очень жарко. Так хотелось, чтобы выпал снег, но такого не бывает. Мама предложила сделать снег самим. Мы взяли чашку, налили в нее тёплой кипячёной воды, потом я насыпал в воду много соли, размешал. На улице я нашёл обыкновенную палочку, помыл ее и опустил в чашку с солью. Поставил на окно, на котором было жарко и днём, и ночью. На следующий день на палочке появился первый налёт. Две недели я наблюдал за чудом, которое происходило на моих глазах. На палочке становилось всё больше и больше «солёного снега», а по краям чашки и на дне появились крупные квадратные кристаллы.

ь В школе мы обнаружили стаканчик, но в нем было что-то необычное. Как оказалось, когда-то в этом стаканчике была солёная вода, но вода испарилась, а

ь соль образовала на стенках узоры похожие на те, которые рисует мороз на окнах.

Узор из соли.

«Какая волшебная соль », - удивился я тогда.

Когда ждёшь, ждёшь снег, а его всё нет да нет, я решил продолжить свои опыты. Чтобы вырастить кристаллы соли, мы опять налили в стакан тёплой воды, я засыпал соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавлял соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но я сделал разные опыты. Опустил в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязал нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна. Я взял ещё две баночки, нитку, блюдце. В обе баночки налил солёной воды. Поставил их на некотором расстоянии друг от друга, соединил ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна.

Но на этом я не остановился, налил солёную воду в чашку и покрасил ее красной гуашью, опустил в воду середину нитки, края опустил на блюдечко. Утром побежал посмотреть, что же произошло. Оказалось, что середина нитки просто мокрая, зато её концы стали твёрдыми, упругими.

В банках на поверхности образовалась белая плёночка, я хотела его размешать. Но у меня ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий.

Через четыре дня кристаллик, который я привязал к нитке и опустил в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.

Когда кристалл принял красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком. Но через некоторое время кристалл стал терять свой красивый вид, пришлось побрызгать его лаком для волос.

В моей «лаборатории» всё покрылось белой солью. Красивая коса спускается из банки по верёвочке.

Проблемы, с которыми мы столкнулись:

ь Мы помещали затравку в солёный раствор, кристалл таял. Так продолжалось ровно 2 дня. На третий день на стенках банки появился соляной узор. Мы поместили наш кристаллик в раствор, и он не растаял. Оказывается, раствор, в который мы собираемся погрузить затравку, желательно приготовить заранее и оставить на пару дней для выпадения первых кристалликов (чтобы быть уверенным, что затравка не растворится).

ь Раствор со временем испаряется и если верхняя часть кристалла окажется на воздухе, то это может испортить весь опыт. Так случилось с одним из наших кристаллов. Воды в баночке осталось очень мало, и почти весь кристалл оказался на воздухе. Когда мы его достали из раствора, он просто рассыпался на мелкие кубики. Для того чтобы этого не происходило, надо добавлять новый раствор по мере необходимости.

ь У нас возникла ещё одна проблема. Когда рос основной кристалл, на дне появлялись и росли другие, случайно выпавшие кристаллы. Часть соли они забирали себе, их желательно периодически удалять.

ь Бисер и пластмасса - неподходящий материал для наращивания кристаллов, к ним соль не прилипает.

ь Плавающее яйцо.

Самым весёлым был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Я испугался, что оно сейчас лопнет. А когда достал яйцо, то оно было прежним.

ь Соль - чистящее средство.

Соль продолжала меня удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Я взял грязный бокал, насыпал на губку немного соли и помыл бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

ь Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.

ь Незамерзающая соль.

Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налил в две чашечки воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставил в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставил воду в морозильной камере. Через два дня проверил. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

Большая картошечка превратится в малюсенькую и даже без волшебной палочки. — это всегда просто, а иногда и весело. Из соли можно выращивать кристаллы, можно сделать мумию из яблока или даже просто посолить огурец. И все это — простые кухонные эксперименты.

Этот опыт с картошкой продемонстрирует взаимодействие воды и соли.

Картошка “надутая” и “съежившаяся”

Нам понадобятся:

Почему же это произошло?

Сок, который содержится в картошке, — это слабенький раствор соли. Значит кубик из первой кружки содержит больше соли, чем вокруг него. Вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь кубика. Он разбухает. Во второй кружке раствор слабосоленый, как в самой картофелине. Вода никуда не перетекает – кубик остается неизменным. В третьей кружке вода очень соленая. И вода, которая есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился.

Простой опыт с солью, водой и картофелем продемонстрировал способность соли «вытягивать» воду из продуктов.

Еще взаимодействие воды и соли (сахара) легко продемонстрировать на примере лимона.

Отрежь дольку лимона. Сок при этом почти не выделится. Если посыпать лимон сахаром, из лимонных долек выделится сок. Этот опыт можно проводить с любыми овощами и фруктами, только овощи лучше посыпать солью.

Для вас на сайте собраны самые разнообразные опыты с доступными и распространенными ингредиентами, которые, наверняка есть в каждом доме. Если у вас есть предложение по организации и проведению опытов — пишите в комментариях. Присылайте фото из ваших домашних лабораторий и отзывы о то, что вам понравилось больше всего. Приглашайте к обсуждению друзей — делитесь заметками в социальных сетях. Давайте делать веселую науку вместе. До скорой встречи, друзья.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».

сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.

1. Лавовая лампа

Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

2. Личная радуга

Нужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.

3. Вулкан

Нужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.

Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

4. Выращиваем кристаллы

Нужны : Соль, вода, проволока.

Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

5. Танцующая монетка

Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

6. Цветное молоко

Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

7. Несгораемая купюра

Нужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).

Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.

Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.

9. Камера-обскура

Понадобится:

Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с);

Большой лист плотного картона;

Малярный скотч (для обклеивания картона);

Комната с видом на что угодно;

Солнечный денек.

1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы.

2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм).

3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день.

4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет.

Для эксперимента в части-1 нам потребуется:

  • емкости: прозрачные и равные по объему, это могут быть банки, пластиковые стаканчики
  • толстая нитка и обычная тонкая
  • краситель

Вариант-1

Шаг-1. Наполняем банки водой и растворяем соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Далее один конец нитки и веревки опускаем в одну емкость с соленой водой, другой в другую.

Шаг-2. Наблюдение. Наш эксперимент не на пять минут и даже не на три часа, исследовать будем несколько дней. А потому потребуется терпение, наблюдательность и желание подмечать что-то новое.

Установите банки с соленой водой в удобное для дальнейших наблюдений место. Ежедневно подходите к ним и отмечайте изменения, которые произошли. Делайте предположения, например, как будет выглядеть нитка завтра, что произойдет с соленой водой и так далее.







Вариант-2

Потребуется. В этом варианте нам потребуется все то, что использовали выше, плюс пищевой краситель.

Ход эксперимента. Выполняем все действия, что и в эксперименте вариант-1, только подкрасим соленую воду красителем в одной банке . Вторая банка остается без изменений.

Так как ребенок уже знает ход эксперимента, а также он видел результат, зададим ему вопросы:

  • что в ходе эксперимента мы увидим
  • какого цвета будет соль на нитке? А на банке?
  • какого цвета будут кристаллы?

В ходе эксперимента вышло так, что подкрашенная вода капала с нитки, образовалась лужа и часть синего пигмента оказалась на соседней банке. На фото видим, как банка с прозрачной соленой водой стала местами голубой. Благодаря этому возник новый вопрос: Как такое могло произойти?

Соленая вода испарилась, а на дне банке образовались белые кристаллы. И, если хорошенько присмотреться, то можно найти совершенно ровные квадратные кристаллы.

Не удерживаем ребенка от исследования, здесь еще много чего интересного. Например, он может заметить, что:

  • веревка стала твердой
  • с банки отходит соляная корка
  • кристаллы разного размера и разной формы

Возьмите лупу и рассмотрите кристаллы с ее помощью. Поинтересуйтесь у ребенка на что такие кристаллы похожи? А их можно сравнить с бриллиантами, льдинками.

Настоящий эксперимент мы с Владом делали раза четыре. Прошлой зимой у нас месяца два на подоконнике был такой вот исследовательский пункт.

В конце своих наблюдений подведите итог. Обсудите:

  • что вы делали
  • что получили
  • сколько дней вы вели наблюдения
  • что необычного увидели
  • что ребенку в этом эксперименте понравилось
  • вспомните то, как разрастался эксперимент
  • какой стала банка, нитка, куда исчезла вода
  • каким образом соль появилась на нитке, банке